Многие гитаристы-новички в первые месяцы обучения игре на гитаре сталкиваются с большой проблемой: еще непривыкшие к правильной постановке пальцы болят, ноты звучат не так, как хотелось бы, правая и левая рука совершенно раскоординированы, вместо музыки звучит полная какофония…
Все это никак не повышает боевой дух начинающего музыканта – и мы сегодня поможем им не потерять тот огонёк, ту творческую искру, которая заставляет гитариста ежедневно брать любимый инструмент и становиться лучше.
Одна из главных ошибок начинающего гитариста – излишняя спешка. Пытаясь произвести впечатление на всех окружающих, пытаясь за месяц выучить все свои любимые песни, молодые гитаристы не успевают проработать правильную постановку правой и левой руки. При этом именно постановка определяет, насколько быстро вы сможете играть, насколько игра будет чистой и экономичной с физиологической точки зрения, то есть не будет сопровождаться перенапряжением.
Внимательный читатель возразит: у некоторых известных всем виртуозов постановка правой и левой руки далека от идеала. Совершенно верно, но давайте говорить прямо: правильная постановка поможет вам научиться играть на высокой скорости без «лажи» значительно быстрее, она поможет избежать некоторых проблем со здоровьем, которые могут преследовать гитаристов. В конце концов стоит понимать, что многие из этих виртуозов учились играть в то время, когда доступ к преподавателям или гитарным обучающим материалам был намного более затруднен и каждый из них прошел путь длиной в не один десяток лет упорных тренировок, чтобы стать известным.
При этом изначально правильно поставленные руки помогут вам значительно ускорить прогресс. Как добиться правильной постановки: обратитесь к авторитетному преподавателю либо смотрите видео игры известных музыкантов, которые обладают правильной и экономичной постановкой рук. Сравнивайте свою постановку рук с другими гитаристами (это удобно делать с помощью зеркала), немного корректируйте ее с учетом своих анатомических особенностей для того, чтобы игра на гитаре была максимально расслабленной и плавной.
В продолжение первого совета – поставьте ваши руки и играйте так, чтобы не чувствовать перенапряжения. Естественно на первых порах это будет весьма сложной задачей: новый инструмент, физиологически непривычные позы и движения, но подождите месяц-другой – и вы с гитарой практически начнете становиться одним целым. Но только при условии, что вы все будете делать постепенно и правильно.
Перенапряжение – одна из главных ошибок новичков, которая с достаточно высокой вероятностью может привести к травме или к тому, что человек забросит инструмент полностью. Почему новички перенапрягаются:
Вы не должны забывать, что все хорошие гитаристы играют естественно и расслабленно, на их лице нет гримасы боли и перенапряжения – убедитесь в этом сами, посмотрев живые выступления своих любимых музыкантов.
Во время игры на гитаре и тем более во время сочинения собственной музыки вам понадобятся не только хорошо развитые руки. Вашим основным инструментом и помощником будет ваш слух – займитесь его развитием непосредственно в самом начале музыкального пути.
Тренируйтесь определять в любимой музыке высоту звучания, позже начинайте распознавать интервалы и аккорды. Углубляйтесь в тональное полотно: попробуйте услышать в любимых композициях то, чего не слышали раньше.
Попытайтесь найти похожи песни, слушая радио или телепрограммы по ТВ, а когда будете чувствовать себя с гитарой более-менее уверенно – пробуйте подбирать на слух разную музыку.
Для тренировки слуха также подойдут специальные программы, например, EarMaster, которая научит вас отличать звуки по высоте, безошибочно определять звучащие интервалы, аккорды и даже тональности.
Для новичков во всех сферах характерно желание добиться всего и сразу. Но, как и в тренажерном зале, во время обучения игре на гитаре стать скоростным и чисто играющим гитаристом за 1 и даже за 2 месяца невозможно. Пару признаков, которые красноречиво говорят о том, что вы спешите:
Спешка не позволит вам стать крутым гитаристом быстрее всех – это доказано и не раз. Не спешите, делайте все постепенно и без фанатизма – так вы придете к успеху намного быстрее тех, кто занимается бессистемно и старается достичь всего за неделю.
Самый красноречивый показатель того, что вы занимаетесь правильным делом – это чувство постоянного морального удовлетворения, кайфа во время занятия этим дело. Игра на гитаре не исключение: наслаждайтесь игрой на любимом инструменте, постоянно изучайте новые любимые песни и достигайте новых вершин в игре – это поможет вам всегда быть на кураже, всегда иметь искру и желание быть лучше других.
Станете чуть более опытным – попробуйте найти свою фишку. В звуке, в звукоизвлечении, в поведении – в чем угодно, это значительно увеличит количество эмоций при игре и позволит не забросить собственное хобби.
Безусловно, костяком ритмики в группе должны быть басист и барабанщик – но это не значит, что гитаристу стоит наплевательски относиться к чувству ритма.
Видели когда-нибудь, как совсем маленький ребенок пытается танцевать под простейшую песенку в 4/4 и не попадает в ритм, хотя вам кажется, что это проще простого? Примерно так же начинающий гитарист выглядит перед опытны музыкантом, когда играет под метроном или с ритм секцией.
Хорошая новость в том, что чувство ритма развивается и развивается проще, чем слух – вам нужен всего лишь метроном и желание становиться с каждым днем все более крутым музыкантом. Играйте все упражнения, любимые песни и даже собственные сочиненные риффы под метроном – не обманывайте себя мыслью о том, что и так играете достаточно ровно. Хотите оценить своё чувство ритма? Просто откройте любую программу для записи музыки, подключите гитару к компьютеру, а потом сыграйте какую-нибудь хорошо знакомую фразу под метроном и под метроном же ее послушайте. Мы гарантируем, что в 9 из 10 случаев вы услышите уйму проблем с ритмом.
Когда будете уверенно чувствовать себя в стандартных четных размерах – попробуйте «ломаную» ритмику вроде нечетных размеров или синкопирования. Вам необязательно применять это все в собственной музыке, но музыкальное мышление прокачивается при работе со сложной ритмикой очень эффективно.
Нужно ли гитаристу знать нотную грамоту? На этот вопрос ответьте для себя сами, прочитав информацию ниже.
Мы абсолютно уверены, что гитарист должен знать ноты, должен ориентироваться в их расположении на грифе, должен знать основы построения тональностей и начальную музыкальную теорию – это поможет мыслить музыкально, быстрее разучивать песни и сочинять свою музыку.
А вот споры о чтении нот с листа среди гитаристов не утихают до сих пор: представители классической школы, которые провели сотни часов на сольфеджио, уверены, что «с листа» не читают только дворовые и подъездные любители. Самоучки при этом не забывают напомнить выпускникам музыкальных школ, что очень многие известные гитаристы-виртуозы не умеют быстро и правильно читать партии с нот и пользуются гитарной табулатурой.
Гитарная табулатура – упрощенный вид муд музыкальной нотации, на которой указываются не ноты на нотном стане, а номера отдельных ладов и струны гитары. То есть при наличии минимальных знаний о длительностях нот в записи табулатуру сможет читать даже начинающий гитарист. Для большего удобства изучения табулатур мы рекомендуем всем новичкам установить программу GuitarPro, которая позволяет быстро и удобно прослушивать, создавать, менять и учить табулатуры на компьютере.
Обучение процессу записи гитарной музыки в виде нот и уж тем более процессу чтения нот в реальном времени – процесс очень кропотливый, сложный и длительный. По сути на сегодняшний день в гитарной музыке нотная запись распространена только в классических школах и оркестрах.
Автомобилисты не ездят на машинах, у которых есть только 2 шины из 4, а пилоты не летают на самолетах с кривыми крыльями. С гитарой все аналогично: вы можете быть сколько угодно опытным музыкантом, но если в руках у вас неотстроенный набор из деревянных элементов, электроники и фурнитуры, то и выдавать осмысленные звуки вы на нем не сможете.
Во-первых, позаботьтесь о том, чтобы каждая струна была правильно настроена (напоминаем, что стандартный строй от тонких струн к толстым – EBGDAE). Во-вторых, сделайте свою игру максимально удобной и добейтесь правильного звучания от инструмента – в этом вам поможет наш большой материал «Настройка гитары: полная инструкция».
Гитара, как и техника, требует к себе уважительного отношения и периодического ухода. Не стоит лишний раз говорить о том, насколько капризной может быть гитарная древесина, как несложно «убить» свои струны, если не защищать их от грязи и влаги.
В разделе «Статьи и обзоры» на нашем сайте вы сможете найти немало материалов по уходу за инструментом, здесь же мы приведем несколько кратких советов для новичков, которые помогут уберечь инструмент от преждевременной поломки и стремительного «старения»:
Во-вторых, не ставьте инструмент возле элементов отопления: тепло радует только человека и котов в зимнюю пору. Дерево же возле батарей или нагревательных приборов очень быстро сохнет, может начать трескаться, со временем оно будет хуже резонировать и звучать.
В-третьих, защитите гитару от прямых солнечных лучей, которые также сделают гитарное дерево более сухим.
И обратный совет: не мочите гитарное дерево даже если оно по каким-то причинам потеряло много влаги. Для мягкого поддержания влажности древесины используются специальные кондиционеры и масла, а не обычная вода, которая «вздует» древесину.
Как и в случае с физическими тренировками, игра на гитаре должна быть регулярной. Решили сходить в армию? По возвращению снизьте нагрузки: с нуля начинать не придется, но первое время вы будете ощущать, что растеряли навыки.
Большинство известных гитаристов-виртуозов занимается по 5-6 часов в день – но это уже их работа. Для хорошей игры и развития техники, чувства ритма, музыкального мышления достаточно 2-3 часов игры на протяжении 4-5 дней в неделю + разминки перед игрой. При этом занятия стоит делать не монотонными, а разбавлять, например: разминка->упражнения для разогрева->упражнения на технику->упражнения на слух->сочинение свой музыки (все по полчаса и под метроном, для разминки достаточно 5-10 минут).
Если вы хотите достичь действительно больших высот и быть в ногу со временем, то следите за новостями из гитарной и музыкальной индустрии. Слушайте много новой музыки и новых жанров, следите за новыми веяниями в области звукообработки и производства гитарных аксессуаров. Отличным вариантом будет периодическое посещение гитарных форумов и поездки на гитарные выставки, где вы сможете не только воочию увидеть и пощупать новые гитары и оборудование, но и познакомиться с хорошими опытными музыкантами.
В продолжение прошлого совета: не бойтесь новых тенденций. Музыкальная индустрия развивается бешенными темпами: постоянно разрабатывается новое оборудование, новые аксессуары и более современные технологии, появляются новые жанры и изобретаются новые техники игры. Используйте новинки!
Во-первых, пробуйте экспериментировать со звуком: на сегодняшний день для получения неплохой цепи звукообработки уже не нужно тратить тысячи долларов на дорогие аналоговые примочки. Такие компании, как Line6, Boss, Vox и другие предлагают сегодня для гитаристов десятки разновидностей гитарных процессоров разной стоимости и с разным количеством эффектов. Если же ваш бюджет совсем мал, то вы всегда можете использовать свой компьютер в сочетании с внешней звуковой картой и различными VST-плагинами – многие из них совершенно бесплатны, при этом они обеспечивают вполне приемлемое звучание для домашних занятий, репетиций и даже для демо-записи.
Во-вторых, изучите рынок аксессуаров: многие из них упростят игру на гитаре, сделают процесс музицирования более интересным и ярким.
В-третьих, наблюдайте за своими любимыми музыкантами и теми музыкантами, которые сейчас популярны: многие из них используют интересные и необычные техники игры на гитаре, имеют свой необычный взгляд на музыку, которому можно поучиться.
В конце концов, изучите музыкальную теорию и следите за ее развитием. Времена, когда каждый музыкант был уверен, что нот всего 7 уже прошли – далеко не все уже уверены и в том, что их 12. Сегодня растет популярность микротональной музыки, во многих стилях проводятся все более смелые эксперименты с аранжировками и аккомпанементом. Все это может помочь вам в развитии музыкального вкуса и слуха – используйте эти знания и следите за развитием музыки.
Играть в одиночку или даже под минусы/Guitar Pro становится рано или поздно довольно скучно и неинтересно. Огромный музыкальный толчок для каждого начинающего музыканта – это первый опыт игры в группе или хотя бы со вторым таким же гитаристом. Заинтересуйте игрой на гитаре или другом инструменте своих друзей, поищите друзей среди музыкантов своего города и смело начинайте обмениваться опытом!
Не знаете с чего начать игру в дуете или группе? Попробуйте простую импровизацию: пусть один гитарист играет несколько простых аккордов, а второй – играет ноты в этой же тональности. Импровизация, даже такая простая, очень развивает музыкальное мышление.
Еще один вариант, который прекрасно подойдет музыкальным группам без вокалиста: разложите вокальные партии из любимых песен на гитару! Пусть один из гитаристов играет основную гитарную партию, а второй – вокальную. Поверьте, после первой хорошо сыгранной таким образом песни вас захлестнет новая волна необычайного интереса к гитаре. И отличным бонусом к положительным эмоциям от игры в группе идет еще и то, что такой процесс очень хорошо развивает у всех участников чувство ритма.
Не думайте, что у хороших музыкантов постоянно горит искра сильного желания творить и создавать. Вдохновение – это особое возвышенное состояние человеческого разума, которое не возникает просто так. Ищите вдохновение вокруг: у каждого из нас в жизни есть десятки, если не сотни таких источников.
Во-первых, не ограничивайтесь только музыкой – посещайте театральные представления, выставки, изучайте сочетание музыки и танца, в конце концов просто наблюдайте за природой.
Во-вторых, не пропускайте эмоциональные всплески в своей жизни – многие известнейшие мировые хиты были написаны музыкантами именно в момент определенных эмоциональных потрясений. Перенесите свое настроение на музыку!
Ищите вдохновение и в «коллегах по цеху» - изучайте, как творят и играют более опытные музыканты, берите от них лучшее и не допускайте их ошибок.
Помимо излишней спешки во время обучения многие музыканты забывают и о самом важном этапе развития навыков – отдыхе. Он должен быть регулярным и своевременными – здесь аналогично физическим нагрузкам работает принцип суперкомпенсации. В чем его суть?
Вы занимаетесь несколько месяцев над увеличением определенного навыка: это может быть и простое развитие скорости пальцев, и улучшение координации рук, и даже изучение музыкальной теории. Все это ощутимо нагружает ваш организм и мозг – и по истечении нескольких месяцев вы должны дать ему отдых.
Оптимальный вариант отдыха – полное отвлечение от игры на гитаре как минимум на неделю. За это время ваше тело и мозг адаптируются под ту нагрузку, с которой они столкнулись – и после отдыха ваши навыки вырастут. Здесь и работает принцип суперкомпенсации, когда за время отдыха происходит большее развитие физических или умственных способностей по сравнению с уровнем, который был характерен для периода активных занятий.
Работает это и для более коротких периодов занятий: не стоит устраивать себе перегрузку в виде ежедневных занятий. Более правильно будет заниматься с «выходным» днем через каждые 2-3 дня занятий. Во время игры упражнений также не допускайте монотонности и перенапряжения: делайте небольшой перерыв каждые 20-30 минут.
Успехов в творчестве и развитии гитарного мастерства!