Delay (или «дилей») – один из самых распространённых эффектов, который позволяет добиться крайне интересного звучания инструмента.
Delay – звуковой эффект, имитирующий эхо определённой продолжительности и размерности. Устройство дилей может быть выполнено в виде педали, процессора или как отдельный VST-плагин. Тем не менее сущность одна – создание повторяющегося звучания.
В переводе с английского Delay – «задержка».
Впервые эффект задержки звука Delay появился в 50-х годах XX века. Изначально эффект достигался путём наложения копий магнитной ленты друг на друга. Собственно, ни о каком применении эффекта «в реальном времени» не шло речи.
Спустя 10-15 лет в свободном доступе стали появляться аналоговые устройства, которые позволили использовать эффект в качестве сценического оборудования.
Первые аналоговые устройства задержки были изобретены компанией PHILIPS и PANASONIC. В будущем, как мы знаем, появились цифровые вариации эффектов, однако аналоговые всё так же популярны.
Отличия аналоговой задержки и цифровой заключаются в том, что аналоговый звук отличается большей мягкостью и «бархатистостью» звучания, но наличием естественных помех, а цифровой – чистым, но «холодным» звуком.
В настоящий момент в аналоговых педалях применяют технологии, которые имитируют звучание аналоговых устройств. Достигается подобное при помощи наличия в них частотных фильтров и современных конденсаторов.
Все педали унифицированы по типу. Другими словами, основные параметры настройки эффекта присущи всем педалям.
Предлагаем рассмотреть основные настройки.
Под временем задержки понимают отрезок времени между сигналами. Время задержки измеряется в миллисекундах.
Данный параметр непосредственно влияет на ритм, так как именно он отвечает за расстояние между сигналами. Кроме того, время задержки влияет на сам эффект: flanger, chorus, echo и reverb.
Второй немаловажный параметр, отвечающий за количество повторений сигнала. Именно этот параметр отвечает за эффект дилея – от одного повтора до бесконечности.
Например, вы установили показатель «0» - будет воспроизводиться один повтор. При увеличении значения – увеличивается количество повторений. Если же выставить параметра на максимальное значение с крайне низким временем задержки, то бесконечное количество повторений позволят получить такой эффект, как reverb.
Необходимо знать, что громкость эффекта Delay устанавливается только для повторений сигнала. Если выставить значение на ноль, то эффект не будет слышен.
Большинство моделей эффектов Delay имеет два выхода: для выведения в усилитель обработанного сигнала и необработанного (в комбоусилитель, в микшер и так далее).
Так же практически все модели обладают функцией Bypass – при выключении эффекта звук инструмента не теряет в уровне сигнала, но при этом повторяющийся сигнал продолжает звучать, пока не угаснет. Данная особенность позволяет наиболее плавно переключаться между эффектами.
Прочие параметры дилея:
Основные органы управления эффектом
Выбирая себе в педалборд новый эффект, необходимо опираться на один важнейший принцип: наличие на педали трёх основных ручек управления – время задержки, обратная связь и громкость. Прочие регуляторы, позволяющие более гибко настроить звук являются также важными, но второстепенными.
Всё остальное – внешний вид, звучание, эргономика и характеристики не так важны, так как являются субъективными. Подберите их исходя из вкусовых предпочтений.
Эффект Delay всегда ставится предпоследним в цепочку эффектов, последний эффект в цепочке – ревербератор.
Как именно использовать эффект – всё зависит от вашей фантазии. Он может прекрасно звучать как в медленных, так и в быстрых композициях.
Желаете объёмный звук? Ставьте время задержки 100 мс.
Хотите немного придать объёма? Ставьте время задержки 125 мс.
Необходимо глубокое и насыщенное звучание? Ставьте время задержки 300 мс.
И не забывайте, что время задержки рассчитывается исходя из темпа композиции.