Сегодняшний наш материал будет полезным сугубо для новичков. Мы постараемся дать базовые знания об аккордах без погружения в музыкальную теорию и без лишней сложной информации.
Прочитав данную статью, вы узнаете о простых гитарных аккордах для начинающих музыкантов, поймете азы построения схожих аккордов разной высоты, сможете укрепить пальцы левой руки и даже подготовиться к мини-выступлению перед друзьями и близкими.
Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.
Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».
Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:
Обозначение аккордов для простоты восприятия принято вести изначально в буквенном виде. Основная нота аккорда обозначается первой:
А – ля
B – си
C – до
D – ре
E – ми
F – фа
G - соль
Начнем с самого простого: аккорда до-мажор, или, в буквенном обозначении – C. Самая малость теории: аккорд вне зависимости от инструмента – это сочетание трёх и более нот. Как зажать аккорд C на гитаре:
Обратите внимание, что мы не используем шестую струну. Её при игре можно либо не касаться пальцами правой руки/медиатором либо глушить подушечкой безымянного пальца левой руки, который зажимает 5 струну на 3 ладу.
Теперь попробуем сыграть аккорд: зажмите струны по схеме, указанной выше, и поочередно сыграйте каждую из нот от 5 до 1 струны. Не спешите, не перенапрягайте левую руку. Добейтесь комфортного усилия при нажатии и удобного положения левой руки – но не забывайте, что все ноты должны звучать чисто, более-менее равномерно по динамике и громкости.
Отдохните и теперь попробуйте снова зажать до-мажорный аккорд – но сыграйте все ноты быстрым движением пальцев правой руки или медиатора от басовой к самой высокой струне. Поздравляем, вы сыграли свой первый аккорд! :)
Не бойтесь небольшой боли в суставах и на подушечках пальцев – первое время уйдет на адаптацию, однако позже все нормализуется. Но не забывайте об отдыхе и не допускайте перенапряжения.
Двигаемся дальше: на очереди изучение других аккордов из тональности до-мажор: соль-мажор (G) и фа-мажор (F).
Данный этап немного посложнее, так как вам потребуется использовать прием под названием баррэ – ваш указательный палец должен будет одновременно зажать несколько струн на одном ладу.
Начнем с фа-мажор:
Данная аппликатура (порядок расположения пальцев) является одной из основных и классических в гитарной музыке и позже вы будете использовать её очень часто. Поэтому уделите особое внимание отработке данного аккорда – добейтесь максимально чистого и ровного звучания при комфортной постановке рук. Повторимся: по началу подушечки пальцев и суставы будут не в восторге от вашего нового хобби. Но оно того стоит!
Переходим к аккорду G, или соль-мажор.
У этого аккорда есть и еще один вариант для данной позиции:
Обратите внимание, что 2 струну мы оставляем не открытой, а зажимаем её на 3 ладу безымянным пальцем, мизинцем зажимаем 3 лад 1 струны.
А теперь немножечко магии, которая очень поможет вам в будущем! Аккорды фа-мажор (F) и соль-мажор (G) идентичны, отличаются они лишь высотой: последний на 2 полутона (2 лада) или на 1 целый тон выше. Догадались, что это означает? Мы можем сыграть ту же аппликатуру, которую используем для аккорда фа-мажор (F), только на 2 лада выше – и получим соль-мажор (G)!
Попробуйте соединить эти три аккорда в последовательность, например, сыграйте 2 раза аккорд F, потом два раза G и, наконец, 4 раза C. Звучит неплохо, правда? Все из-за того, что эти аккорды входят в одну тональность – до-мажор.
Попробуйте и другие последовательности в рамках этих трех аккордов, поэкспериментируйте с движением правой рукой, ритмом и длительностью. Занимайтесь, пока не почувствуете усталость в пальцах или жжение на подушечках – после этого дайте пальцам отдых как минимум на пару часов. Тренируйтесь и укрепляйте пальцы, не забывая о чистом и равномерном звучании аккордов.
На данном этапе мы изучим некоторые минорные аккорды, а также мажорные аккорды с более сложной аппликатурой.
Начнем с простых аккордов – ми-мажор (E) и ля-минор (Am).
Ми-мажор:
Ля-минорный аккорд имеет похожий рисунок, но все ноты зажимаем на более высоких струнах – 2, 3 и 4-й.
Обратите внимание, что ми-мажорный аккорд по аппликатуре идентичен аккорду фа-мажор, который мы разбирали ниже – только зажимается он на полтона ниже и с участием открытых струн, которые заменяют нам барре. Используйте эту «фишку» и пробуйте разные аппликатуры в разных позициях на грифе.
Аппликатура аккорда ми-минор (Em) в целом схожа с аппликатурой аккорда ми-мажор – только на 3 струне мы не зажимаем 1 лад, а оставляем её открытой. Соответственно, зажимаем только 2 лад на 5 и 4 струне.
Сыграем аккорд ля-мажор (A). 5 и 1 струну оставляем открытыми, а 4, 3 и 2 струну зажимаем на 2 ладу. Альтернативный вариант данного аккорда – использовать один палец для зажатия малого барре на 2 ладу, 1 струну глушим но 5 открытую играем.
Сдвинув аккорд правее по грифу мы получим стандартные аппликатуры мажорных аккордов с барре и басовой нотой на 5 струне. Например, аккорд до мажор с барре можно зажать так:
В целом, мы с вами рассмотрели основные аккорды для начинающих с басовой нотой на 5 или 6 струне. Теперь рассмотрим минорный и мажорный аккорд от ре с басовой нотой на 4 струне.
5 и 6 струны глушим, 4 струна открытая с обоих случаях.
В случае с аккордом ре-мажор (D):
Для зажатия аккорда ре-минор (Dm) используем ту же аппликатуру, только на 1 струне зажимаем 1 лад – нота фа.
Помимо буквенного и схематичного обозначения аккордов, которые мы использовали выше, в среде гитаристов распространено также и числовое обозначение.
Например, аккорд соль-мажор (G) обозначается следующим образом:
-3-
-3-
-0-
-0-
-2-
-3-
На такой схеме изображаются все 6 струн (первая сверху, шестая – снизу), а также цифровое обозначение ладов, которые необходимо зажать на каждой из струн.
Далее аккорд до-мажор (C):
-0-
-1-
-0-
-2-
-3-
-X-
В данном случае видим обозначение глушения шестой струны – она в аккорде не участвует.
Аналогично обозначается и ре-мажорный аккорд (D):
-2-
-3-
-2-
-0-
-Х-
-Х-
Здесь глушим и пятую, и шестую струну, басовая нота аккорда ре расположена на 4 струне.
Что ж, теперь вы знаете большинство базовых аккордов, понимаете, как их обозначать и сможете «прочитать» аккорды с листа. Также вы получили некоторые знания об обращениях аккордов – изменении их позиции на грифе.
Вам необходимо проработать следующие моменты:
И в третий, уже последний, раз напоминаем про ощущения в пальцах. В первое время они будут побаливать, также будут постепенно стираться подушечки пальцев – это не самая приятная вещь, но с ней сталкивается каждый начинающий гитарист. Постепенно суставы и подушечки пальцев окрепнут и играть станет абсолютно комфортно.
Данная бонусная информация поможет тем, кто уже неплохо ориентируется в основных аккордах, а также понимает, что такое тональность. Мы поговорим о некоторых «шаблонах», которые стопроцентно работают и из года в год встречаются в десятках популярных поп- и рок-композиций.
Само собой, это не плагиат: использование шаблонов очень распространено и может сильно упростить вам творческий процесс.
Для простоты восприятия в рамках данного материала мы будем использовать ступеневую запись аккордовых последовательностей (гармоний). Суть этого способа состоит в том, что каждому аккорду присваивается римская цифра на основании ступени основной ноты этого аккорда в общей тональности. При такой технологии мажорные аккорды обозначаются заглавными цифрами, минорные – строчными.
Все примеры ниже будем рассматривать в тональности до-мажор.
Эту гармонию в западной музыке используют едва ли не чаще других. Многие продюсеры и композиторы в шутку называют её «золотым билетом» в любой хит-парад. Ниже представлено популярнейшее видео от австралийцев The Axis of Awesome, где они демонстрируют несколько десятков известнейших песен, построенных на основе прогрессии I-V-vi-IV.
Критики современной музыки объясняют популярность и благозвучность данной гармонии в первую очередь контрастностью между ступенями последовательности.
Иногда эту последовательность без сарказма называют «последовательность сильных женщин». Первым вопрос о её популярности поднял музыкальный автор газеты Boston Globe по имени Marc Hirsh: он обратил внимание на гармонию известнейшей песни One of Us Джоан Осборн и решил проанализировать её использование в других популярных композициях.
В ходе «расследования» выяснились забавные моменты: например, в концертном туре Lilith Fair’98, который составляли в основном женские коллективы, в репертуаре большинства групп была композиция, построенная на данной гармонии.
Прогрессия всегда начинается с минорного аккорда, из-за чего она звучит драматично, напряженно и немного грустно.
Известные примеры: Joan Osborne – One of Us, The Cranberries – Zombie, Linkin Park – Numb, OneRepublic – Apologize, Lady Gaga – Poker Face.
Западные музыкальные аналитики часто именуют данную гармонию не иначе как “Heart and Soul Chords”. Первой поистине хитовой композицией с данной гармонией стала Blue Moon Ричарда Роджерса, написанная в первой половине 30-х годов. И так бы ей и остаться не особо замеченной, если бы не появление рок-н-ролла в 50-х. Именно адепты данного стиля и сделали её по-настоящему популярной: все благодаря своему простому, но очень приятному звучанию.
Известные примеры: The Police – Every Breathe You Take, Green Day – Jesus of Suburbia, Michael Jackson – You Are Not Alone, Pink Floyd – The Thin Ice.
Популярность данной гармонии резко выросла в 60-70-х гг, когда она стала фундаментом роста популярности рок-музыки. В основе данной последовательности лежит блюзовая схема, упрощенная до последовательности из 4-х аккордов. Своей популярностью данная схема обязана своей простоте, а также мощному сочетанию трех сильных ступеней до-мажорной тональности.
Известные примеры: Richie Valens – La Bamba, The Beatles – Twist and Shout, Led Zeppelin – Rock and Roll.
На некоторое время перескакиваем с до-мажора в параллельный ля-минор. Последовательность, которая прекрасно подходит для медленных песен с одной стороны и для мощных эпических боевиков с другой.
Известные примеры: Bob Dylan – All Along The Watchtower, Kansas – Carry on My Wayward Son, Blue Oyster Cult – Don’t Fear the Reaper, Aerosmith – Dream On.