Мы собирались создать данный материал на основе собственного опыта и информации из сети Интернет очень давно – собственно с того момента, как в нашем интернет-магазине стали появляться первые гитары с рук из США, Японии, европейских и азиатских стран. Немалое количество посетителей интернет-магазина Струнки.ру боится покупки инструментов с рук, есть и те, кого пугает возраст некоторых представленных инструментов. В конце концов, некоторые наши покупатели просто боятся покупать представленные гитары по заявленной цене – она иногда бывает весьма низкой для американского или японского инструмента, что порождает страх подвоха или обмана.
Что ж, сейчас мы постараемся рассказать все о том, как выбрать б/у инструмент, на что следует обращать внимание при покупке и как избежать обмана. И благодаря данному материалу вы сможете самостоятельно убедиться в высочайшем качестве инструментов, представленных в нашем Комиссионном разделе!
Что лучше: новая или б/у гитара? Этот вопрос, пожалуй, один из самых популярных среди гитаристов с самым разным по величине опытом игры. И он же порождает самые горячие споры между музыкантами. Мы не будем проводить глубокую аналитику, давать какие-то советы по данному вопроса, а лишь расскажем о некоторых плюсах покупки гитары с рук:
Итак, вы нашли объявление о продаже с рук инструмента вашей мечты и готовы звонить продавцу. Что нужно узнать на самом первом этапе:
В 9 из 10 случае это происходит по одному и тому же сценарию: покупатель минут 5 неловко крутит гитару, говорит с продавцом про царапины, играет пару риффов на гейне, пару на чистом звуке, после чего соглашается на покупку и уходит довольный домой. И справедливости ради отметим, что в большинстве случаев все заканчивается хорошо: инструмент действительно оказывается неплохим (ну, по крайней мере соответствует ожиданиям покупателя). Но бывают и случаи, когда гитара имеет ряд серьезных проблем, которые продавец утаивает. Сейчас разберемся, как их распознать.
Не забываем, что сколы лака, царапины, мелкие вмятины никак не влияют на звук. Зато они могут неплохо сэкономить для вас денег в случае умелого торга : )
Гриф исследуем на сколы, царапины и трещины внимательно – здесь их не должно быть. Во-первых, они могут создать ощутимый дискомфорт при игре, во-вторых, в будущем они могут стать причиной более серьезных проблем с грифом.
Если гитара имеет гриф из красного дерева, то следует внимательно осмотреть тыльную сторону грифа и голову на предмет проведенного ремонта – случаи поломки махогоновых грифов в таких местах нередки.
Обратите внимание, что небольшие трещины на гитарах с болченым грифом, которые видны в месте крепления грифа с декой, не страшны и не влияют ни на звук, ни на удобство игры.
Теперь осматриваем гриф более внимательно: нам нужно проверить и состояние древесины, и состояние ладов, и правильность его геометрии. Все это влияет и на звучание инструмента, и на комфорт игры, и банально на возможность его отстроить.
Начнем с осмотра ладов: среди них не должно быть торчащих пластин, при движении руки по грифу ни одна из пластин не должна царапаться. Если на отдельных ладах не звучат ноты или слышен сильный звон при относительно высокой высоте струн, значит лады износились и вам придется их шлифовать или менять. Это дополнительные затраты, которые можно вычесть из стоимости инструмента на этапе торга.
Более внимательного осмотра требуют грифы, на которых производилась замена ладов: лады должны повторять радиус грифа, они должны быть плотно и аккуратно закатаны. При этом на самом грифе после работы мастера не должно быть трещин, следов клея и сколов.
Переходим к верхнем порожку или топлоку, если вы рассматриваете гитару с тремоло Floyd Rose.
Изучите зазор между струной и первым ладом: если он слишком велик, то порожек придется заменить или подпилить, чтобы струны не были слишком высоко над грифом. Зажмите все струны в районе 3-4 лада. Если между струной и 1-м ладом нету зазора или он слишком маленький (меньше первой струны), то при звукоизвлечении открытых струн будет слышен звон. Такой порожек нужно менять – а это дополнительные затраты для покупателя.
Проверьте, чтобы в топлоке отсутствовали сильные канавки износа: они могут стать причиной неравномерности уровня высоты струн, а также стать причиной появления звона.
Учитывайте и толщину установленных струн: если сейчас на гитаре порожек пропилен под струны 13-62, а вы играете на комплекте 9-42, то ваши струны могут болтаться внутри пропила и звенеть.
Обратите внимание, что пропилы не должны быть сильно глубокими: иначе может возникать «плаванье» строя при активной работе машинкой, при сильном вибрато или бендах.
Немного теории. Анкер – это металлический стержень внутри грифа, который защищает мягкую древесную породу от деформации под действием натяжения струн. Соответственно затягивание анкера делает гриф более ровным, а ослабление увеличивает прогиб и высоту струн над грифом. Прогиб проверяется путем зажатия самой тослтой струны на 1 ладу и в месте крепления грифа к деке. После этого изучается зазор в районе 5-8 лада.
Корректная работа анкера – залог возможности правильно настроить инструмент и сделать его максимально удобным для себя, так как прогиб грифа напрямую влияет на высоту струн. Если анкер плохо работает или не работает совсем – лучше такой инструмент не покупать вовсе, так как у него уже могут наблюдаться определенные проблемы с грифом.
Помимо неработающего анкера может повстречаться следующая проблема: прогиб при осмотре 6-й струны будет отличаться от прогиба при осмотре на 1-й. Это говорит о том, что гриф «повело», то есть он начал едва заметно закручиваться под давлением натяжения струн. Проверьте профиль грифа еще и посмотрев на плоскость деки и грифа со стороны бриджа в сторону колков. Перекос будет сразу заметен – такую гитару покупать стоит только в том случае, если у вас дома завалялся лишний запасной гриф : )
Ниже на фото приведены примеры грифов, которые пошли винтом:
Еще одна из проблем, которую поможет выявить такой осмотр – это наличие на накладке и грифе так называемых «горбов» или «волн». Чаще всего они появляются в месте соединения грифа и деки, ниже вы можете увидеть пример того, как это выглядит:
Результатом на начальном этапе станет звон струн, а через какое-то время – полное разрушение правильного профиля грифа, проблемы со строем и распространение звона на все лады.
Если вы собираетесь покупать инструмент с накладкой из эбони (черное дерево), то внимательно осмотрите ее на предмет наличия трещин. Суть состоит в том, что накладки из черного дерева не покрывается лаком – но из-за этого за таким деревом требуется и определенный особенный уход. Для увлажнения эбони используется специализированное лимонное масло для гитары, с помощью которого 2-3 раза в год необходимо пропитывать накладку. Если на накладке заметны трещины, то это говорит о том, что за грифом никто не ухаживал: едва ли это окажет решающее влияние на звук, но с эстетической точки зрения такой гриф выглядит намного хуже, к тому же мелкие трещины могут привести в будущем к появлению более глубоких и крупных – а это уже потребует серьезных вложений в ремонт или даже вынудит вас полностью заменить гриф.
Начнем с того, что качество колков играет решающую роль в гитарах без топлока. На моделях с Floyd Rose намного более важным моментом является состояние и качество фурнитуры и непосредственно бриджа.
Теперь что касается колков на гитарах без топлока и о том, что же влияет на сохранность строя на таких инструментах:
Главная проблема недорогих азиатских гитар с тремоло – это не низкое качество сборки фурнитуры, а использование низкокачественных сплавов при изготовлении различных элементов гитары. Быстрее всего изнашиваются те детали, которые постоянно испытывают трение: в основном это ножи и опорные болты. Как правило проблема заметна и без разбора тремоло-системы, достаточно лишь внимательно ее осмотреть. Попробуйте несколько раз дернуть рычаг тремоло, а также сделаете пару сильных бендов толстых струн. В обоих случаях строй не должен уползать. Если гитара расстроилась, то это тревожный звоночек.
Также осмотрите (опять же не разбирая всю систему) состояние всех резьб и шлицев в местах соединения элементов тремоло.
Что касается инструментов с фиксированным бриджем, то наиболее проблемным местом являются седла. Они истираются быстрее всего, после чего могут создавать проблемы со звучанием каждой из струн по отдельности. Проверьте уровень высоты струн: если одна или несколько из них ощутимо проседают по высоте при ровном расположении седел, то пазы под струны на бридже истерлись. А это снова дополнительные затраты на замену фурнитуры и снова перспектива получить скидку во время торга : )
Помимо пропиливания вглубь, на седлах может наблюдаться и увеличение ширины паза для струны. Это возникает в случае, когда на гитаре установлена недорогая фурнитура из мягкого металла, а гитарист часто использует при игре бенды и вибрато. Увеличение пропила в ширину может стать причиной появления в звучании инструмента неприятного зудения, которые особенно заметно на электрогитарах, подключенных в звукоусиливающее оборудование.
Наконец, последний казус, который может случиться с некачественным бриджем – это возникновение на нем прогиба под действие давления струны:
Проверка всех этих моментов займет у вас не более пары минут – но может вам сэкономить немало денег на ремонте или торге с продавцом. Будьте внимательны с фурнитурой и не стесняйтесь задавать вопросы о ней.
Не спешите подключать инструмент! Да, мы подошли к самому ответственному моменту: прослушивание гитары и оценка удобства игры на ней. Но для начала сделаем это на неподключенной гитаре, идеальный случай, если на ней установлены относительно новые струны.
Что вас должно насторожить:
Теперь проверьте все то же самое на подключенном инструменте: старайтесь делать это без использования цепи примочек, которые могут искажать реальное положение вещей. Оцените звучание гитары на разных датчиках, на чистом канале и с перегрузом, проверьте, нету ли в звучании на разных струнах и ладах (особенно на третьей-четвертой струне) «волчков», проверьте, как звучат отдельные интервалы (терции, квинты, обязательно проверьте уменьшенные квинты и др.) – в каждом из них должны читаться ноты, не должно возникать «замыленности» и резонансов.
Не забывайте, что многие из проблем типа резонанса отдельных интервалов, мертвых нот (очень короткие ноты, у которых сустейн составляет всего 1-2 секунды) практически неизлечимы даже в гитарной мастерской.
Начнем с потенциометров: и тон, и громкость должны работать плавно, без ощутимых рывков и призвуков. Входное гнездо для гитарного кабеля должно плотно удерживать разъем, при этом не должно возникать пропадания звука и посторонних шумов, если вы немного подвигаете кабель.
Переключатель звукоснимателей должен четко фиксироваться в каждой из позиции, переключение звука должно происходить моментально, без «заиканий», помех и отключения звука. Перепаять в самом крайнем случае или просто заменить электронику – не проблема для гитарного мастера, но это лишние затраты для покупателя инструмента, поэтому будьте предельно внимательны.
В конце концов гитара не должна фонить (если фон есть, то проверьте на другом кабеле – возможно проблема в нем), а также создавать эффект микрофона. Если эти проблемы связаны именно с электроникой гитары, то ее начинку скорее всего придется полностью менять либо, по крайней мере, очень усердно ремонтировать. Не забывайте, что небольшой фон на датчиках типа single при большом перегрузе – это нормально даже при качественной экранировке.
Теперь о том, как проверить качество экранировки инструмента (либо полное ее отсутствие). В данном случае очень радует то, что 90% розеток в российских домах не заземлены, поэтому вам потребуется просто убрать свои руки от всех металлических элементов гитары. Далее есть несколько вариантов:
Если продавец не против, то лучше снять пластиковую накладку и посмотреть на качество пайки. Если гитара проходила через моддинг или ремонт, то внутри не должно быть метров изоленты и контактов, щедро политых припоем, жженой изоляции и других признаков дилетантской работы, которую все равно придется переделывать. Покупка инструмента с такой электроникой – русская рулетка, в которую рано или поздно вы проиграете. А еще это хороший пунктик в пользу скидки.
В качестве заключения скажем следующее:
Наконец, не забывайте, что даже самый пристрастный осмотр не дает гарантии, что у инструмента есть проблемы – а вернуть такой инструмент продавцу получится далеко не всегда.
Интернет-магазин Струнки.ру гарантирует качество всех представленных на наших прилавках гитар. Перед покупкой гитар мы тщательно проверяем их качество, все инструменты проходят настройку у мастера – вам остается лишь выбрать подходящий по звуку и удобству игры!
Вы всегда можете задать любой вопрос по б/у гитарам, написав сообщение в группе https://vk.com/parkguitar или связавшись с менеджерами интернет-магазина Струнки.ру любым удобным способом из раздела «Контакты» нашего сайта.