Рано или поздно в жизни каждого музыканта наступает очень важный этап – запись альбома. Кто-то умудряется выпустить «пластинку» всего за месяц, а кто-то растягивает процесс на долгие годы.
Релизить один EP пару лет крайне нежелательно, но если за вашей спиной нет менеджера, лейбла и если вы записываете альбом только на чистом энтузиазме, то это очень часто занимает много времени.
Мы дадим вам несколько практичных советов, которые упростят процесс записи как для начинающих, так и для опытных музыкантов.
Излишнее стремление к идеальному усложняет процесс, а в некоторых случаях результат будет только хуже. Одно дело, когда вы хотите исправить какие-то недочеты – это правильный подход. Другое дело, если ваши песни постоянно переписываются ввиду вашей неуверенности в ваших же партиях. Особенно это касается внезапных идей по переаранжировке по ходу рекорд-сессии.
Кроме того, стоит тщательно разучить свои партии. Отработайте каждую деталь, каждую ноту, каждый удар медиатором. Только в таком случае вам не придется переписывать риффы по 10 раз, а процесс записи займет не так много времени.
Если вам кажется, что вы играете их идеально, то начните с записи демо-версии песни. Уверяем, что сразу же всплывут какие-нибудь недочеты по ритму или звукоизвлечению.
Если вы поставили перед собой цель записать альбом за месяц, то на месяц уберите из графика концерты. Сосредоточьтесь только на записи.
Будет идеально, если записью вы займетесь, будучи в отпуске или на каникулах, когда вас никто не отвлекает от работы с релизом. Сюда же относится запрет на социальные сети. Если сели записывать партии – не отвлекайтесь на посторонние раздражители.
Играете в группе? Пишитесь вместе с группой.
Дело не в том, что при записи вы сыграете лучше или хуже, нет. Записывая альбом в компании, у кого-то из участников вашей группы могут появляться идеи в стиле «а что, если здесь сыграть по-другому». В итоге в вашу песню могут добавиться новые интересные фишки, ходы и приемы. Но снова напоминаем: никаких глобальных переаранжировок, над ними нужно думать до записи.
При наличии качественного студийного оборудования идеальным вариантом станет «домашняя» запись в непринужденной обстановке под пиво. Это и сэкономит вам немало денег, и позволит чувствовать себя спокойнее по ходу рекорд-сессии.
Например, группа The Hatters писала альбом «Forte & Piano» в арендованном загородном доме, где в течение месяца жили и творили все участники коллектива. То же самое делала группа «Хлеб». Исполнитель Bon Iver записал свои первые хиты в лесном домике. Легендарная группа Queen так же занималась записью и репетициями в загородном доме, где была записана песня «Богемская рапсодия». Поэтому работа под одной крышей всей группой – почти всегда отличная идея и ламповые воспоминания.
Установите себе график записи. Например, с 8:00 до 17:00 с перерывом на обед. Или же сессии каждый вечер по два-три часа. Относитесь к записи, как к работе, за которую платят деньги. Возможно, в будущем вам и правда будут платить за запись, но сначала нужно потрудиться на самого себя.
Только при помощи самодисциплины можно будет уложиться в график. Или же наймите менеджера, который сначала спланирует сроки записи, а потом будет контролировать из соблюдение.
Никогда не сводите песни у знакомого, который работает за пиво или респект. Во-первых, результат дешевого сведения «для своих» скорее всего будет плачевным. Во-вторых, экономия на сведении – худшая идея, которая может прийти группе в голову.
Но тут есть обратная сторона медали – если ваш знакомый профессионал и работает на совесть, то вы вполне можете воспользоваться его услугами. Ну а сэкономленные на скидках бюджеты пустить на рекламу или новое оборудование для группы.
Если все же ищите звукорежиссера на стороне, то мы дадим лишь два совета:
Перед записью поменяйте пластик на барабанах, поменяйте струны и настройте ваши инструменты у мастера при необходимости. Если же вы начинающие музыканты и из оборудования у вас китайский Epiphone, то лучше арендовать инструмент на студии и там же записывать песни.
Однако выше мы уже рекомендовали записывать треки в домашних условиях – это будет эффективнее с точки зрения конечного результата, а сэкономленный бюджет опять же можно заранее вложить в улучшение оборудования.
Объясняем почему: на студии вы платите определенную сумму за час работы звукорежиссера. Следовательно, за час записи вы стараетесь выжать из себя максимум, от чего вы волнуетесь и ошибаетесь. Конечный итог нравится далеко не всем.
От автора: конечно, советы могут показаться крайне банальными. Но если бы хоть кто-то поделился ими со мной года 3 назад, то дела у нашей группы пошли бы совсем по-другому. Первый наш альбом мы писали два года – писали не под одной крышей, постоянно вносили правки. Один раз даже переписывали пару песни, потому что бас-гитарист купил новую гитару и решил записать новые партии – ТАКИЕ ЖЕ партрии, но на новой бас-гитаре! Концертов, кстати, у нас всегда было много, как и репетиций, поэтому на запись времени было мало. Сейчас мы заканчиваем работу над вторым альбомом. Уже готово 80%, а прошло всего два месяца.
Мы учились на своих ошибках, а вам я советую учиться на наших ошибках.