Начало музыкального пути – это всегда большое количество вопросов, множество ошибок и сложностей, мозоли на пальцах и периодически появляющаяся мысль о том, что занятия музыкой подходят только для каких-то особенных людей.
Этот путь проходил каждый музыкант. Сегодняшний наш материал мы посвятим тому, что укажем на основные ошибки начинающих гитаристов. Постарайтесь внимательно изучить наш список и избегать этих ошибок – благодаря этому вы сэкономите уйму времени, денег, физических сил и сможете избежать эмоциональных стрессов и проблем со здоровьем.
Сразу отметим, что занятия нужно строить индивидуально: это зависит и от уровня способностей музыканта, и от его физиологических особенностей, характеристик инструмента, предпочитаемых жанров и техник и т.д.
На что стоит обратить внимание новичку: занятия не должны превращаться в монотонный процесс изучения музыкальной теории, бездумное заучивание нот, гамм и многочасовую игру одних и тех же упражнений. Идеальный вариант – это разделение каждого занятия на несколько блоков, например, таким образом:
Не забывайте об обязательной разминке перед игрой, не зацикливайтесь на заучивании теории, а старайтесь разобраться в ней и понять ее. Играйте упражнения на разные техники, учите музыку разных жанров. Не забывайте импровизировать – это один из самых простых и эффективных способов развивать музыкальное мышление.
Если вы еще только начали изучать основные аккорды, техники боя и переборов, то нет смысла скачивать табулатуры Стива Вая или Ингви Мальмстина. Прогресс в музыкальном мастерстве должен носить постепенный характер: начните с простых композиций и упражнений, избегайте перетренированности и ощущения боли/жжения/излишней усталости в руках, не пытайтесь забегать слишком вперед.
Но у этой ошибки есть и обратная сторона: не топчитесь на одном месте и всегда делайте вызов самому себе. Постепенно изучайте все более сложные композиции и риффы, не зацикливайтесь на игре того, что дается вам слишком просто.
Очень частая ошибка, которой, почему-то, уделяют слишком мало внимания. Расскажем, как обычно выглядит процесс выбора инструмента в среде новичков: музыкант берет парочку неопытных друзей, каждый из которых обладает очень раздутым мнением о себе, и идет с ними в магазин.
Там команда будущих рок-звезд выбирает инструмент по внешнему виду: нужен максимально дерзкий, злой и стильный инструмент! Пару минут на то, чтобы подключить гитару и сыграть два аккорда – и готово!
Естественно, никто не консультируется у продавца, не интересуется характеристиками гитары и не изучает ее возможности в плане игры различными техниками. Стоит ли говорить о том, что новичка спустя несколько дней могут ожидать сюрпризы от его новой гитары.
Аналогично происходит и с выбором оборудования: отсюда и мифы про песочный звук Boss Metal Zone (который 95% музыкантов с выкрученным на максимум гейном подключают напрямую в компьютер или в дешевый транзисторный комбик), траты огромного количества денег на педалборды в поиске «фирмового» аналогового звучания и так далее.
Как решить данную проблему? Заручитесь поддержкой действительно опытного музыканта. Во-первых, он поможет с выбором инструмента – это, кстати, сможет сделать и грамотный продавец в гитарном магазине. Во-вторых, опытный музыкант поможет выбрать оборудование для гитары: а здесь простор для выбора более чем велик. На сегодняшний день развитие музыкальной индустрии позволяет выбрать один из трех вариантов звукообработки, каждый из которых обладает своими плюсами и минусами:
Есть над чем подумать, не так ли? Если такого опытного знакомого нет, то постарайтесь обратиться к музыкальным коммьюнити: зарегистрируйтесь на форумах для гитаристов, поищите группы в социальных сетях, почитайте статьи на специализированных сайтах.
В этом тезисе есть доля правды – новичку действительно не за чем тратить на инструмент тысячи долларов. Но при этом его гитара не должна быть плохой – пусть она и не стоит больших денег.
Главный аргумент здесь очень прост: плохой инструмент может заложить неправильные основы в виде плохой постановки рук, плохой координации и т.д. Старайтесь сразу же выбрать удобный инструмент с хорошим звуком, пусть он будет и подороже какого-нибудь китайского ноунейма.
Новичкам, как ни странно, намного сложнее понять, настроен ли инструмент – именно поэтому очень часто их пассажи на гитаре звучат для опытного музыканта как какофония. Но помимо настройки гитары по высоте, инструмент должен быть остроен и технически: постарайтесь сразу разобраться в строении своей гитары и научиться настраивать высоту струн, прогиб грифа и т.д.
Развитие интернета дает возможности для музыканта играть упражнения, сочинять, записывать и репетировать свою музыку не выходя из дома. Из-за этого множество талантливых гитаристов превращаются в этаких домоседов, которые замыкаются у себя дома и не позволяют своему таланту в полной мере раскрываться.
Дадим вам простой совет: после того, как вы уже изучили несколько песен, попробуйте сыграть их с друзьями-музыкантами. Нету вокалиста? Просто «разложите» вокал на гитару – поверьте, что после первого опыта игры с другими музыкантами вы почувствуете настоящий вкус к творческому развитию. И, кстати, именно так и начиналась история многих известных групп : )
Сюда же мы добавим совет о преподавателях: постарайтесь взять хотя бы несколько уроков у опытного музыканта-преподавателя. Это ускорит процесс обучения, позволит избежать множества ошибок, добиться правильной постановки рук.
Запоминаем: перед каждым сеансом игры разминайте руки. Потяните основные мышцы и связки, разогрейте кисти и предплечья, сыграйте пару простых упражнений – и только после этого приступайте к основному занятию.
Вы будете приятно удивлены тем, насколько пятиминутная разминка делает более эффективной вашу игру.
В первые месяцы игры музыканты пропускают через себя десятки упражнений, ликов, риффов и новых техник. Стоит ли говорить о том, что в таком потоке информации музыкант начинает быстро путаться и забывать определенные «фишки», которые он почерпнул из уроков.
Совет: играйте упражнения, а также чужие партии максимально вдумчиво, переносите новые открытые «фишки» на свою музыку, разбирайтесь и применяйте новые техники на практике.
Все мы знаем, что на качество звучания гитары влияет дерево, а также качество звукообрабатывающего оборудования. Но многие новички забывают еще об одном: качество струн также оказывает сильнейшее влияние и на характеристики звука, и на удобство игры.
Ошибка новичков чаще всего состоит в желании сильно сэкономить: при этом покупаются в большинстве случаев недорогие китайские струны, которые быстро ржавеют, стирают лады и уже через пару дней после установки звучат тускло. В конце концов, некачественный струны могу попросту не строить.
Совет: покупайте струны в проверенных магазинах, которые гарантируют качество, и консультируйтесь с продавцом – он поможет выбрать недорогой, но качественный и подходящий для вашего стиля комплект.
Гитара – очень капризный инструмент. И как любому другому музыкальному инструменту гитаре нужен внимательный уход.
Мы уже посвящали данному моменту множество статей, рекомендуем ознакомиться с ними:
В продолжение прошлого пункта укажем и еще на одну ошибку – это хранение инструмента в неподходящих местах. Нередки ситуации, когда инструмент новичка располагается возле батареи, на сквозняке, на полу и в других не самых удачных местах.
Стоит ли говорить, что такой подход рано или поздно приведет к проблемам с гитарой: это может быть пересушенная древесина, коррозия на фурнитуре, плавающий строй и многое другое.
Правильному хранению гитары мы посвятили отдельный материал, с которым очень советуем ознакомиться: «Как правильно хранить гитару: полезные советы и правила».