Балансный или небалансный кабель – что выбрать? Какие у них отличия? В чем плюсы и минусы?
Увы, разница для большинства музыкантов не очевидна и не всегда понятна даже самым опытным из них.
В первую очередь балансные и небалансные кабели отличаются своим устройством. Отличия, кстати, довольно наглядные. Небалансный кабель jack-jack: на штекере присутствует кольцо, которое находится у самой головки штекера. Кабель состоит из двух проводов. Небалансный кабель по-простому называют «моно-кабель».
Балансный кабель имеет два кольца на штекере, а значит три провода внутри кабеля. По-простому – стерео кабель. Уже становится немного понятно, верно?
Давайте разберемся, в чем же принципиальное отличие в передаче сигнала.
Как мы уже сказали, небалансный кабель состоит из двух проводов: сигнал и земля. Такой кабель пропускает только одну копию сигнала (так как провод типа «сигнал» один). Следовательно он часто может ловить помехи или наводки.
Наиболее наглядно устройство кабеля можно показать с помощью фото:
Кабель состоит из экранирующей оплётки из медной проволоки, которая оборачивается вокруг сигнального провода. Всё элементы укрыты внешней защитой из резины или твидовой обмотки.
Один из минусов: длина балансных кабелей не превышает 6 метров.
Балансные кабели внутри имеют три провода – плюс, минус и земля. Плюс и минус – копии одного и того же сигнала. Подобные кабели могут быть очень длинными – до 50 метров.
Сигнал на входе разделяется и идёт по проводам «плюс» и «минус». В одном проводе сигнал идёт в противофазе. На выходе фаза одного из проводов переворачивается, и сигнал поступает на оборудование.
Теперь вернемся к теме наводок и помех, помним о них? Так вот, балансный кабель также им подвержен, но на выходе никаких помех не наблюдается. Подобный эффект достигается путем обратного переворачивания фазы на выходе. В итоге на выходе мы имеем результирующий сигнал одной фазы, а все шумы находятся в противофазе и нивелируют сами себя.
Очевидный минус: при большой длине кабеля – от 40-50 метров – сильно падает уровень сигнала.
Все кабели имеют экранирование самых разных типов – тут больше зависит от производителя кабеля.
Экранирование предназначено для защиты сигнала от помех – радиочастотных или электромагнитных.
Как правило, чем лучше экранирование у кабеля, тем он дороже. Ввиду наличия большого объема оплетки кабель может плохо гнуться (например, при наличии экрана из фольги). Однако есть и достаточно гибкие модели, рекомендуем взглянуть на коаксиальный кабель, который хоть и имеет хорошее экранирование, но при этом не обладает достаточной гибкостью.
Всего существует три типа разъемов:
XLR-“папа” (3 штыря) подключается к входу оборудования. XLR-“мама” (3 гнезда) подключается к выходу оборудования и микрофону. TRS – или jack (кончик, кольцо и гильза) подключается и ко входу, и к выходу.
Все вышеперечисленные разъемы имеют по 3 контакта – плюс, минус и земля.
Небалансный кабель (он же моно-кабель) имеет два контакта.
Принципиальное отличие в конструкции представим в таблице и в рисунке ниже:
Балансная схема TRS: Кончик — плюсовой сигнал Кольцо — минусовой сигнал Гильза — заземление
|
Небалансная схема TS: Кончик — плюсовой сигнал Гильза — заземление
|
Мы дадим несколько самых простых советов, которые помогут выбрать по-настоящему хороший кабель.
В данном случаем важны лишь два вопроса: для чего предназначается кабель и в каких условиях ему предстоит работать.
Для подключения электрогитары вполне хватит небалансного кабеля до 6 метров. Старайтесь выбирать более короткий кабель, так как он меньше подвержен наводкам и помехам. Если же вам нужен кабель более 6 метров, то обратите своё внимание на балансные кабели. Длинные кабели, в основном, используются для подключения микрофонов.