Несмотря на то, что во второй половине 1960-х годов такие известные музыканты Джимми Хендрикс и Дэйв Дэвис использовали Flying V в своём творчестве, путь Flying V к мировой популярности все равно был довольно тернистым. Тем не менее, инструмент стал культовым и одним из самых узнаваемых в мире.
Команда Струнки.ру с головой погрузилась в гитарную историю и расскажет вам про одну из самых легендарных гитар.
Модель Flying V впервые появилась в далеком 1958 году в то время, когда Gibson считались одним из лучших производителем гитар в США. Однако менеджеры компании были обеспокоены растущим успехом Fender, и в 1952 году они отреагировали на калифорнийскую угрозу выпуском модели Les Paul, представлявшей собой цельнокорпусную версию традиционного для Gibson стиля archtop. Тем временем компания Fender выпустила новый Stratocaster: сверкающее чудо, которое казалось чем-то совершенно новым и инновационным. К тому же у него было современное, космически-воздушное название. Коротко говоря, маркетологи Fender совершили прямое попадание в души музыкантов того времени.
У Gibson не было другого выбора, кроме как создать сильную конкуренцию Fender с помощью выпуска новой модели гитары. Именно Сет Ловер из компании Gibson, наиболее известный по созданию звукоснимателя humbucker, разработал три новых дизайна, которые могли бы помочь Gibson перешагнуть с олдскульного подхода на что-то более современное.
Сет Ловер позже рассказывал: «Я набросал несколько форм и стилей, которые, как мне казалось, могли бы отличаться от других гитар, вместо того чтобы олицетворять собой что-то винтажное". Сегодня мы знаем их как Flying V, Explorer и (невыпущенный в серию) Moderne. Gibson называли данные гитары эпохой гитарной модернизма.
Сет Ловер дал остроумное название новой модели гитары для первой из троицы, запущенной в производство. Директор Gibson Тед Маккарти писал: «Во время презентации проекта Flying V я увидел первый экземпляр, рассмеялся и сказал: «Ну, это похоже на летающую косу». Поэтому мы назвали ее Flying V».
Компания представила новую модель в конце 1957 года в своем рекламном журнале Gibson Gazette, а в марте следующего года Flying V появилась в каталоге по цене $247,50 (около $1,700 в переводе на совеременные деньги). Это была та же цена, что и у модели Les Paul. Fender Stratocaster в то время продавался по цене $274,50, Telecaster - $199,50.
В журнале сообщалось, что компания Gibson по-новому взглянула на дизайн гитар. Журнал пестрил яркими и маркетинговыми хуками: «Вывернутые модернистские линии этого действительно перспективного инструмента станут настоящей визитной карточкой для исполнителя, который имеет сильную склонность к шоуменству и эпатажу». В дизайне использовались строгие прямые линии вместо традиционных изгибов, а головная часть V представляла собой форму корпуса в миниатюре – вариант традиционной головы грифа от Gibson с колками типа 3+3.
В каталоге говорилось, что V была изготовлена из лучшей древесины Korina wood со светлой отделкой мелового цвета. Korina – это американская торговая марка западноафриканской твердой древесины Terminalia superba, обычно известной как лимба или афара. Корину иногда сравнивают с красным деревом, благодаря ее среднему весу и тональным характеристикам, идеально подходящих для цельнокорпусных гитар.
Вероятно, Gibson выбрал данную древесину за ее внешний вид и цвет, который придавал ей почти те же самые тона цвета и звука, что и в гитарах от Fender. Однако, в отличии от материалов, которые применяли в Fender, Korina не нуждалась в дополнительной обработке, типичной для красного дерева. Gibson уже использовал корину для изготовления гитары Skylark Lap Steel, представленной в 57-м году, так что на фабрике, вероятно, имелся некоторый запас, и она также использовала эту древесину для изготовления инструмента Consolette Steel, модели, снятой с производства в 57-м году.
Всего в 1958 году было создано 81 Flying V, когда самыми популярными (и, неизбежно, бюджетными) электрогитарами Gibson были пустотелый ES-125 (1 528 созданных в том же году) и цельнокорпусной Les Paul Junior (2 408 созданных). В 1959 году Gibson отгрузил всего 17 Flying Vs, что угрожало почти полным крахом интереса к культовой гитаре в будущем.
Компания Gibson попыталась придать этому провалу положительную динамику, разрекламировав тот факт, что некоторые предприимчивые владельцы магазинов нашли Flying V полезным в витринах, предназначенных для привлечения потенциальных покупателей. Одним из таких магазинов был Scalise Music Center в Ричмонде, штат Калифорния, который оформил свою витрину на тему космических путешествий в разгар космической гонки. Другими словами, новшество от Gibson изначально в большей степени являлось прекрасным маркетинговым ходом, но как музыкальный инструмент Flying V провалился.
На витрине магазина Scalise были представлены причудливые изображения ракетного корабля и спутника наряду с новейшей гитарой Flying V. Gibson сообщил в своем журнале Gazette, что менеджер магазина никогда не видел таких толп у своей витрины и что гитары типа Flying V были проданы в течение двух дней.
Однако большинство магазинов не могли похвастаться таким же успехом с «трудной» новой моделью. Производство предсказуемо прекратилось в 59-м году, но в новом десятилетии некоторые V – как та, на которую наткнулся Дэйв Дэвис, - еще долго пролежали в затаенных глубинах многих музыкальных магазинов.
Дэйв Дэвис знает толк в хороших гитарах. Поэтому, когда он рылся в американском музыкальном магазине в 1965 году, отчаянно пытаясь найти замену своей гитаре Guild Starfire (ее потеряла авиакомпания во время тура The Kinks на Западное побережье), он наткнулся на золото. Но на самом деле, он нашел гитару.
На одной из верхних полок Дэйв заметил гитарный кофр необычной формы. Наконец, старый пыльный кейс раскрыл свой секрет – в нём хранилась гитара Gibson Flying V. Гитара выглядела брошенной и забытой, ибо она несколько лет пролежала нетронутой на самой дальней полке. К сожалению, данные гитары не пользовались спросом, хоть и продавались практически повсеместно.
«Новая-старая» гитара Дэйва вскоре была замечена, и Beat Instrumental подхватил волну еще не пришедшей популярности. «Так много людей спрашивали о странной гитаре, которую использует Дэйв Дэвис, - сообщал журнал, - что [британский дистрибьютор] Selmer связался с Gibson, чтобы узнать о ней. Она называется Flying Arrow и была сделана для одного американского исполнителя».
В Gibson считали, что гитара была слишком необычной, чтобы иметь успех, и только благодаря случаю Дэйву удалось купить ее в США. Однако, по состоянию на 1965 год производство было уже давно остановлено, а компания Gibson уже не могла выпустить её на рынок.
Эта сумбурная информация была дана в начале 1966 года. Вскоре, однако, в компании Gibson были разработаны планы по выпуску пересмотренной версии Flying V, которая стала полностью доступна к началу 67-го года. С тех пор, конечно, многие гитаристы открыли для себя все выгодные качества данного инструмента, уже признанного сегодня нестареющей классикой.
С тех пор гитара выпускается огромным количеством производителей в самых разных ценовых категориях. Модельный ряд состоит из 17 моделей (с 1957 года по 2006 год). Данные гитары в разные годы использовали такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Билли Гиббонс, Дарон Малакян (System Of A Down), Джеймс Рут (Slipknot), Джо Перри (Aerosmith) и многие другие.
Flying V – гитара, ставшая символом тяжелой музыки, эпатажа и диких 80-х годов, когда музыка становилась всё тяжелее, а внешний вид музыкантов всё более необычным.