Написать текст для песни может каждый, но далеко не каждый может написать качественный текст. Некоторым музыкантам хватит буквально пары минут, чтобы сочинить неплохую лирику, а другим понадобятся годы в уединении где-нибудь на Тибете.
Например, Джастин Вернон (фронтмен группы Bon Iver) писал песни после серьёзной эмоциональной встряски в лесном доме, участникам группы Би-2 смысл их собственных песен открывался через несколько лет, а небезызвестный Владимир Котляров (вокалист гр. Порнофильмы) признавался, что писал некоторые песни буквально за пару минут.
Тем не менее, универсальной и рабочей методики по написанию текстов, конечно же, не существует. Однако прокачаться в гострайтинге (профессии по написанию текстов для музыки) очень даже можно.
В данной статье мы постараемся дать несколько советов, которые помогут как начинающему, так и опытному музыканту совладать не только с нотами, но и со словами.
Ничего не создаётся с нуля. Если кажется, что вы создали что-то прекрасное, то это почти всегда будет заслуга многолетней практики – ну и немножечко везения и интуиции. Помните, что чем больше и дольше вы пишете песни, тем лучше они становятся.
Написали 4 строчки – прочитали, отредактировали. Написали еще 4 строчки – прочитали 8 строчек и отредактировали. Необходимо читать так, чтобы не возникало желания перечитать. В идеале, попробовать пропеть, если пишите песню.
Не бойтесь откладывать песню в ящик. Возможно, на следующий день или даже через год у вас получится завершить начатое.
Никак не придумывается рифма или логическое продолжение? Оставьте попытки и переходите к следующей части вашего текста!
Иногда, имея начало и конец, будет намного проще придумать середину.
Подобный приём можно наблюдать в некоторых фильмах Гая Ричи, которые показываются с конца («Джентльмены»), а уже внутри логического финала разворачивается предшествующий основной сюжет.
Краткость – сестра таланта. Попробуйте 4 написанные строчки припева сжать в одну, что даст вам возможность написать ёмкий и запоминающийся припев, который будет максимально вирусным.
Учиться написанию песен нужно у лучших. Попробуйте взять известную песню, разобрать вокал и инструментальную партию, после чего возьмите свой текст и свою музыку. Далее необходимо наложить свой текст на чужую мелодию или свою мелодию наложить на чужой текст. Таким образом, довольно легко можно выявить определённые закономерности и ошибки.
Не стоит забывать о структуре песни – это должна быть история со своим развитием и экспрессией. Конечно, можно написать целую балладу о любви, но иногда достаточно пары куплетов и припевов, чтобы рассказать полноценную историю.
Если вы придерживаетесь какого-либо жанра, то не стоит забывать о канонах – определённая лексика, ритмы, рифмы и т.д.
Возможно, если нарушить данное «правило» вы создадите новый жанр и будете внесены в зал славы рок-н-ролла, однако данная задача крайне сложна.
Не забывайте о разнице между куплетом и припевом. Разница должна чувствоваться как в плане музыки, так и в плане слов.
То же самое касается ритмичности – изучите различные ритмические рисунки, и тогда звучание вашей песни кардинально преобразится. Например, прямой ритм с темпом 120 ударов в минуту очень хорошо «раскачивает» слушателей, а игра в слабую долю автоматически делает песню танцевальной. Останется только подбить ритмичность текста.
Не стоит делать текст полностью из метафор – он станет сложен для понимания. Абстракции уведут слушателя далеко от первоначальной задумки, а прямые выражения сделают текст скучным и довольно прямолинейным (как ни странно).
С другой стороны, возможно, именно этого вы и добиваетесь. Золотым стандартом при этом является использование всех трёх столпов. Не забываем про жанр.
Если текст, мягко говоря, так себе, то за счёт манеры исполнения любую песню можно сделать популярной и запоминающейся. Тембр голоса, его высота, мелизмы и прочее другое всегда влияли на популярность композиции.
Манера исполнения может помочь обрести песне смысл в головах слушателей. Потому, старайтесь не добавлять в текст такие строчки, которые необходимы только для заполнения пустот. Для заполнения пустот лучше использовать мелизмы.