На сцене в любой момент может случиться такое, что наверняка выбьет из колеи практически любого музыканта: как начинающего, так и опытного. Даже если на многочисленных репетициях всегда все шло по плану, это не гарантирует отсутствие форс-мажорных ситуаций на концерте.
Представим, что вы ведете активную сценическую жизнь или же только начинаете свою концертную деятельность с группой.
Всего можно выделить 4 самые распространенные проблемы, с которыми рано или поздно встречаются абсолютно все музыканты.
В конце статьи – бонус ;)
Рядовое явление. Пугаться и паниковать не нужно. Струны рвутся у всех – у Стива Вая, Джона Петруччи и у дворовых гитаристов.
Если все же струна порвалась прямо посреди песни, то проблема решится при помощи ваших рук и умения импровизировать, так как вам придется транспонировать партии песни на ходу и изменить аранжировку с учетом новых обстоятельств. Это не сложно, если понимать расположение нот на грифе.
Варианты решения проблемы: во-первых, стоит поставить новые струны перед концертом – это «мастхэв» для гитариста. Также настоятельно рекомендуем носить с собой в чехле запасной комплект струн, чтобы между песнями успеть поменять струну на новую в случае возникновения форс-мажора посреди концерта.
Пока вы меняете струны, вокалист или другие участники группы могут поработать с публикой, барабанщик может сыграть барабанное соло. Молчать ни в коем случае нельзя, чтобы у зала не было ощущения «провисания» на концерте. Если у вас гитара с системой Floyd Rose, то помолитесь и транспонируйте в уме все партии, так как замена струны занимает довольно много времени – не стоит тратить его во время выступления.
Важно: когда рвется струна, гитара может полностью расстроиться из-за перераспределения нагрузок. Чтобы этого не произошло, стоит подумать об установке локовых колков или топлока, которые надежно фиксируют струны на гитаре. В любом случае, после разрыва струны проверьте строй и на целых струнах.
Звучит смешно, но это реалии жизни. На концертах в небольших барах такое встречается повсеместно: особенно если сцена довольно низкая и ее не отделяют от публики.
Если на вашем педалборде оказалось темное нефильтрованное, но педалборд работает – не трогайте его. Эта же схема справедлива и для лагера. Однако помните, что педалборд подключен к электрической сети. Если в нем целая лужа жидкости, которая попадает на контактные элементы – обратитесь к технику, иначе последствия включения в сеть такого оборудования могут быть плачевными.
Если педалборд после залития не работает вовсе – вам можно только посочувствовать. Единственные вариант все же выступить – встроенные в усилители эффекты или педалборды других коллектив с концерта.
В данном случае проблему стоит предвосхищать, так как решить ее на лету почти невозможно. Старайтесь расположить педалборд или процессор так, чтобы до него не могли долететь какие-либо жидкости, ноги публики и вообще к нему имели доступ только вы.
Правда, это не спасает от жидкостей, выходящих изо рта вокалиста, если тот перебрал с алкоголем перед концертом… но это совсем другая история.
Помните истину – на кабель могут наступить и в нем могут запутаться! Всегда убирайте шнуры подальше от прыгающего по сцене вокалиста. То же самое касается блоков питания, удлинителей и прочей коммутации. Кабель может просто напросто оказаться выдернутым из усилителя или гитары, в нем могут запутаться другие участники группы.
Однако если с кабелями визуально все хорошо, но комбоусилитель, микрофон или мониторы постоянно выключаются во время концерта, то стоит сообщить о проблеме технику или звукорежиссеру. Если все же решили разобраться самостоятельно, то проверьте подключение кабелей, работу удлинителей и сами переключатели на усилителе.
Важно: если лампочка на пилоте или усилителе горит так же, как и горела, то проблема явно не в усилителе или пилоте. Вполне возможно, что ваш кабель уже отыграл свой последний концерт.
Но если шнур лежит на полу, а вам скоро играть соло-партию, то бегом подключайте его в усилитель! Либо же намекните на это вокалисту или прямо скажите ему, что у вас проблемы и вам нужна помощь.
В остальном тут работают те же самые советы, что и для струн: проверка перед концертом, запасной кабель в чехле, также старайтесь избегать покупки дешевых кабелей.
Избежать проблемы помогут гитарные стреплоки. Они намертво закрепят ремень на гитаре. Собственно, ваш инструмент будет полностью защищен от падения, а вы – от неловкой ситуации на сцене.
Правда существует и более дешевый вариант – зашить ремень у отверстия под крепление для ремня. Не намертво, но максимально надежно. Однако снять ремень потом будет в разы сложнее. Еще более дешевый вариант – замотать ремень скотчем или изолентой. Именно так поступали многие представители рок-сцены в 90-х и 00-х.
Случаются ситуации, когда у гитариста рвется ремень, но бдительный техник сразу же спешит на помощь со скотчем и приматывает ремень к гитаре. Однако надеяться на такую помощь особо не стоит – подобное встречается очень редко.
Итак, мы перечислили только самые частые проблемы. Вариантов форс-мажоров на самом деле бесчисленное множество, и всех их не перечислить, так как многие возможные проблемы сугубо индивидуальны.
Но мы можем дать вам несколько советов, которые в миг решат несколько проблем сразу.
Не стоит забывать, что главным действующим лицом на концерте является музыкант. Поэтому в первую очередь подготовьте к концерту себя – разомнитесь как спортсмен и как музыкант. Будьте морально готовы к неожиданностям. Уделите время внешнему виду, зарядитесь перед выходом и вдарьте рок-н-ролла!