Мы продолжаем серию статьей о том, какое дерево для гитары лучше, какая порода подойдет для определенного стиля и как определиться с выбором гитары из определенной породы дерева.
Первую часть можно прочитать тут – в ней мы рассказали о влиянии на звук гитары древесины, из которой изготовлена дека гитары.
Сегодня очень распространены так называемые «бутербродные» конструкции, когда основу деки составляет одна порода, а в качестве «крышки» на ней используется топ из другого типа древесины. Помимо внешний привлекательности (на топы зачастую идут самые изящные и оригинальные по внешнему виду породы и части дерева), такая конструкция создает ситуацию, когда характер атаки определяется породой верхней древесины, а средняя фаза и затухание – основным. Это дает определенные возможности для экспериментов как с дизайном деки, так и с характером звучания инструмента.
Влияет на общий характер звучания и толщина шпона в топе. В большинстве случаев наличие топа увеличивает сустейн.
Дека из липы + кленовый топ
Дает очень ясную и «чистую» атаку, прорезающий и мощный верх и верхнюю середину. Низкочастотный диапазон ослаблен, но он все же ощущается более объемно и явно, чем в случае с корпусом только из липы. Динамика у чистой липы, мягко скажем, средняя – с кленовым топом она останется практически неизменной, лишь слегка прибавив в верхних частотах. В итоге сочетание дает более выраженную «верховатость» звука, но отнюдь не неприятно шипящую, а скомпрессированную и чистую. Такой вариант однозначно больше подойдет тем гитаристам, которые сконцетрированы на игре лид-партий либо чаще играют в верхнем регистре и нуждаются в ярком, прорезающем звуке.
Кленовый топ на красном дереве
Пожалуй, самое популярное сочетание в современной гитарной промышленности. Клен прекрасно компенсирует гулкость и объемность махогани, в которых не хватает резкости. При этом в звучании все же превалирует характер красного дерева: даже с топом из клена такие гитары звучат мощно, в них присутствует ярко выраженная середина. Особенностью сочетания является также урезание отдельных высоких частот – именно это и обеспечивает то самое чувство «бархатистости» и «гладкости», которое прочно ассоциируется с инструментами от PRS, гитарами Les Paul и др.
В большинстве серийных моделей, как ни странно, используется фигурный клен, однако многие гитаристы и лютье отдают предпочтение именно обычному клену, так как он звучит в сочетании с махогани ровнее и мягче, хоть и выглядит не так изящно.
Такое сочетание стало традиционным для гитар, использующихся в тяжелой музыке, где необходима плотность звучания, не теряющаяся в миксе. Инструменты с декой из махогани и клена также прекрасно зарекомендовали себя в рок-музыке и даже джазе, где очень ценится ровное и мягкое звучание гитары.
Дека из ольхи + кленовый топ
Приближает звучание ольхи по характеру максимально близко к болотному ясеню, однако с более урезанной динамикой. Для сочетания характерная острая и яркая атака, выраженные верхние частоты. Эффект в данном случае очень схож от использования кленового топа на липе.
Кленовый топ + дека из болотного ясеня
Отличное дополнение для ясеня, которое, к сожалению, немного ухудшает его объемную динамику. Происходит это из-за того, что клен слегка «придавливает» мощную середину ясеня, при этом добавляет в звук немного «визга» и резкости. Слегка теряется низ. Такое сочетание любят исполнители в стиле рок, кантри и рок-н-ролл.
Топ из палисандра
Палисандровый топ гарантированно увеличит сустейн, снижая при этом резкость атаки и яркость высоких частот. Палисандр на красном дереве сделает звук еще более бархатистым и мягким, даже «гладким». В сочетании с ясенем появится отличный среднечастотный резонанс и приятный объем, с ольхой – чуть более компрессированные верха при ощутимом приросте сустейна.
Топ из коа
В качестве топа достаточно редкое дерево коа во многом схоже по отдаче с кленом, но с единственным отличием – коа не так активно «сражается» с красным деревом за верхнюю середину, добавляя в звук нотки резкости и яркости.
Топ их лэйсвуда
Лэйсвуд – дерево с мощным и жестким каркасом с вкраплениями из очень мягкой породы. Из-за сочетания крайне жестких и крайне мягких секций оно обычно теряется в звучании основной породы древесины. Увеличенные по толщине топы из лэйсвуда дают усиление верха и сустейна, при этом компрессируя некоторые частоты в середине и низах.
Кленовый гриф
Самый популярный на сегодняшний день материал – имеет ровную структуру, порода крепкая, с равномерной плотностью, достаточно устойчива к внешнему воздействию (влага, солнце, температура). С другой стороны, многие музыканты и гитарные мастера говорят о том, что клен «суховат», т.е. в нем наблюдается очень малое содержание естественного масла и он впитывает влагу из рук музыканта и окружающей среды – в результате за годы игры на кленовом грифе могут появляться вздутия и трещины. Именно по этой причине практически никто из лютье и крупных гитарных заводов-производителей не изготавливает кленовые грифы без покрытия внушительным слоем лака.
Характер звучания клена зависит от породы дерева корпуса – особенность грифа из клена состоит в фокусировке энергии струн и передачи их на деку инструмента. Очень многие музыканты сходятся во мнении, что болченый кленовый гриф оказывает на звучание очень незначительное влияние, лишь подчеркивая тембр деки. Также очень многие мастера и музыканты отмечают, что кленовый гриф добавляет в общий характер звука приятный «звон».
Гриф из красного дерева
Данная порода обладает равномерной плотностью, что делает ее идеальной для изготовления грифа. Открытые и мягкие поры обеспечивают большую по сравнению с кленом отзывчивость. Гриф из махогани обеспечивает и лучшую по сравнению с кленом передачу вибраций струн, и более мягкие и компрессирование верха. Атака также менее резкая, скомпрессированная.
Мастеровые грифы для гитары >>>
Гриф из коа
Промежуточное между красным деревом и кленом звучание – компрессированная, но мощная атака, приятные верха.
Палисандр
Гриф и накладка из палисандра очень положительно влияют на сустейн гитары и смягчают верхние частоты. Палисандр усиливает основной тон, прибавляя в звучание мощности и делая его более монументальным.
Венге (Wenge)
Как и палисандр, венге компрессирует верхние частоты, порода имеет прочную и жесткую структуру. Усиливает средние частоты и нижнюю середину.
Клен
Очень отзывчивый к изменению динамики звукоизвлечения (с кленовой накладкой вы услышите минимальные изменения в звуке при усилении или ослаблении атаки), порода выдает потрясающе яркие и чистые верхние частоты и практически нулевые басы. Отлично очерчивает звучание флажолетов.
Накладка из палисандра
Наиболее популярный вариант – маслянистая порода прекрасно подходит для поверхности, с которой часто соприкасаются пальцы гитариста. Более богатый и объемный по сравнению с накладкой из клена звук с компрессированными верхними частотами и верхней серединой.
Эбони
Эбеновое дерево по своей структуре похоже на клен, однако оно более маслянистое, имеет более хрупкие волокна: такие особенности приводят к более выраженному звучанию основного тона, большему сустейну и к большей «монументальности» звука.
Железное дерево (пао ферро)
Строго говоря, и по структуре и по звучанию железное дерево находится примерно посередине между палисандром и эбеновым деревом: порода имеет более мощную и яркую атаку, чем у палисандра, однако более мягкое и сустейнистое звучание, чем у эбони. Многие лютье описывают пао ферро как дерево, сочетающее в себе все преимущества эбенового дерева и палисандра. Большим фанатом пао ферро в качестве дерева для накладки грифа был Стиви Рэй Воуэн.
Средства по уходу за декой гитары >>>
Вкратце расскажем о наиболее популярных породах, которые так или иначе используются при производстве гитар для тяжелой музыки и пониженных строев.
Липа в данном случае наименее популярна – она обладает недостаточной жесткостью для обеспечения мощного низкого звучания, особенно при стандартных мензурах. Звук на низких нотах будет иметь хорошую интонацию и выраженный основной тон, однако ему будет недоставать объема.
На предпоследнем месте по популярности стоит ольха – в целом она обеспечивает чуть более мощный низ и нижнюю середину.
Болотный ясень имеет большую жесткость, выдавая достаточно четкий и плотный низ без мутности – при этом дерево не теряет в верхах.
Более мощный и плотный звук обеспечивает махогани – однако данная порода требует правильного подхода к эквализации и выбору электроники, так как может звучать в миксе излишне мутно. Обычно к красному дереву отлично подходит активная электроника, которая выдает более сбалансированный по частотам звук, добавляя в основной тон яркости и середины.
Для тяжелой музыки очень популярен орех – несмотря на большой вес, порода дает очень плотный низ. Неравномерная динамика в среднем диапазоне обычно не мешает сделать звучание этого инструмента одновременно ярким и очень объемным.
Хорошей альтернативой традиционному красному дереву станет и коа – порода, обладающая даже более мощным по сравнению с красным деревом низом. Ощутимые недостатки породы – высокая цена и достаточно невзрачная атака, которую, однако, компенсирует наличие мощных средних частот.
У мягкого клена низы выражены менее ярко, но при этом они максимально вычищены от лишней грязи и обертонов. Хорошая альтернатива липе – хорошая ли для тяжелой музыки и пониженного строя? Вопрос достаточно сложный. Более подходящий вариант – твердый клен, у которого более сильно выражены низкие частоты.
Для чего нужен сквозной гриф? В первую очередь для ощутимого увеличения сустейна. В данном случае на основной тон по большей части будет влиять именно дерево грифа, так как именно данная порода занимает важнейшую часть деки гитары – ее середину. В большинстве случаев гитары со сквозным грифом имеют в основном тоне более резкий и тонкий оттенок, который часто скрашивают путем использования топа из волнистых пород дерева. В случае со сквозным грифом боковины влияют на звук значительно меньше, чем при вклеенном или болченом грифе.
Прежде всего, нужно понять, что материал сквозного грифа будет влиять на звук еще и как дерево для деки – а куски породы из боковин уже будут его подчеркивать его либо расширять диапазон звучания по частотам.
Сквозной гриф из клена сделает звучание гитары ярким и достаточно резким. В качестве дополнения к центральному куску в деке подойдут боковины из ели или липы, которые добавят в основной том объема и «теплоты». Если сквозной гриф выполнен из дерева, дающего «теплый» и мощный звук, то его дополняют «крыльями» из мягкого клена или, например, ясеня. При этом эффект будет очень серьезно отличаться от кленового топа на двух- или трехкусковой деке: липовый корпус с топом из клена будет звучать не так как сквозной гриф из клена с боковинами из липы.
В общем случае предпочтительнее изготовление сквозного грифа из твердых пород с боковинами из мягких – при таком сочетании получается крепкая и надежная конструкция с полноценным частотным диапазоном.