Аудиокабель – один из важнейших аксессуаров в арсенале любого человека, деятельность которого так или иначе связана со звуком. Другими словами, без аудиокабеля невозможна любая работа со звуком, несмотря на развитие беспроводных технологий.
При всей своей важности и необходимости, кабели довольно просты по конструкции, а ремонт и даже что-то похожее на производство кабелей вполне могут выполняться в домашних условиях.
В данной статье предлагаем ознакомиться с основными типами кабелей, с уровнем сигнала, с аналоговыми и цифровыми разъёмами.
Выделяют два основных типа кабелей: аналоговые и цифровые.
Цифровой кабель – предназначен для передачи цифрового сигнала от источника на цифровой вход ресивера/процессора/усилителя. Один цифровой кабель может передавать многоканальный аудиосигнал, моно или стерео сигнал. Цифровой кабель позволяет передать сигнал без потерь и помех.
Аналоговый кабель – предназначен для передачи слаботочных сигналов между различными устройствами (усилитель и кабинет, музыкальный плеер и колонка, гитара и комбоусилитель). Качество передачи сигнала падает в зависимости от длины кабеля. Также аналоговый кабель подвержен влиянию радиосигналов. Для передачи двухканального сигнала необходимо использовать два кабеля.
Аналоговый кабель, в свою очередь, может быть балансным и небалансным. Отличие заключается в том, что балансный кабель в своей конструкции имеет два сигнальных провода, которые включены в противофазу. В результате на выходном сигнале имеется меньше помех и шумов, но сигнал имеет меньше высоких частот на выходе. Балансный кабель не имеет ограничений по длине.
Небалансный кабель сильнее подвержен помехам, а его длина существенно ограничена (чем больше длина, тем больше помех). Как правило, длина кабеля не превышает 6-9 метров.
Факт: небалансный сигнал конвертируют при помощи устройства Di-Box. Например, при подключении гитары небалансным кабелем становится возможным «разводка звука по сторонам», т.е. при помощи Di-Box и микшера сигнал от гитары можно пустить как в левый динамик, так и в правый.
Цифровой кабель не имеет определённого уровня сигнала, в то время как аналоговый кабель имеет четыре уровня:
¼ TS и TRS – предназначены для коммутации музыкальных инструментов, усилителей, футсвитчей и т.д. Имеют как моно-, так и стерео-исполнение.
XLR – трёхконтактный или пятиконтактный разъём. Чаще всего применяется для подключения микрофонов, коммутации дибоксов и прочего вспомогательного оборудования. В некоторых устройствах XLR разъём скомбинирован с TRS.
1/8 mini-Jack – разъём TR/TRS, но в миниатюре. В большинстве случаев применяется в наушниках и в патч-кабелях (AUX)
RCA (он же «тюльпан») – используется для подключения различного оборудования между собой (колонки и микшерный пульт, например).
SpeakOn – специфический разъём, который применяется в том случае, когда необходимо передать сигнал с высоким напряжением, исходящий от усилителя к динамику.
Сетчатая оплётка – сделана из меди, что позволяет добиться довольно высокого уровня экранирования в зависимости от угла плетения. К сожалению, в данном случае в угоду более эффективного экранирования снижается гибкость кабеля и устойчивость к излому.
Спиральная оплётка – ввиду обвивки кабеля по кругу, его гибкость возрастает, однако устойчивость к помехам ниже, чем в случае с сетчатой оплеткой.
Оплётка из фольги – кабель с одним и более слоями фольги из меди или алюминия, что сохраняет не только гибкость кабеля, но и обеспечивает неплохую устойчивость к помехам.
MIDI – 5-контактный разъём, предназначенный для передачи MIDI-сигнала (от MIDI-инструмента к секвенсору, например)
USB и все его подвиды – стандартный разъём, который применяется практически во всех внешних аудиоустройствах.
TOSLINK – разъём, который позволяет принимать многоканальный звук. Соединение стандарта AES/EBU (стандарт передачи звуковых сигналов).
Firewire – применяется для многоканальной аудиоаппаратуры.