Споры о том, как влияет сушка древесины на звучание гитары – одна из любимых тем обсуждения среди гитаристов. Тематические форумы в интернете, группы и странички в социальных сетях, сайты о гитарах и музыке – все они пестрят бурными обсуждениями того, какой производитель лучше сушит древесину, почему винтажные инструменты звучат лучше и т.д.
Обсуждения технологии работы с древесиной доходит, порой, до совершенно абсурдных мифов наподобие того, что премиумные гитары от Gibson делаются только из древесины, которая сушилась не менее 20 лет естественным путем. А в качестве «плохишей» выставляются более молодые гитарные производители, которые используют различные технологичные способы ускоренной сушки, в результате структура дерева меняется в худшую сторону.
Сегодня мы попробуем рассказать о некоторых мифах и заблуждениях, связанных с вопросами сушки древесины и о сущности технологического процесса, также поговорим о феномене «разыгранности» инструмента и о том, как возраст влияет на звучание гитары.
Породы гитарной древесины достаточно сильно отличаются по влажности. Особенности строения дерева состоят в том, что древесина может накапливать влагу для собственного роста (так называемая гигроскопичность) – и эта влага сохраняется и после того, как дерево срубили.
В зависимости от уровня влажности можно выделить несколько типов древесины:
Ну и, наконец, абсолютно сухая древесина – это порода с влажностью 0%.
Очевидно, что формовать и обрабатывать влажную древесину сложнее и процесс этот не имеет смысла: при дальнейшей постепенной усушке форма дерева поменяется. Помимо подготовки к обработке, сушка нужна еще и для защиты дерева от поражения грибком, общего улучшения защищенности породы от механического воздействия.
Сушка гитарной древесины заключается в постепенном удалении из породы влаги. При этом происходит закономерное изменение формы и размеров заготовок – это процесс называется «усушкой».
Стоит понять, что добиться абсолютно сухой древесины очень сложно. Приведем некоторые нормы влажности для лучшего понимания данного тезиса: для мебели допустимой эксплуатационной влажностью является уровень в 7-9%, для строительных элементов – 10-15%.
Сегодня на деревообработке применяется два вида сушки: естественная и технологическая.
Естественная сушка осуществляется без участия специализированного оборудования, т.е. древесину просто укладывают со специальными зазорами на открытом складе или просто под навесом для защиты от солнца и атмосферных осадков. Такой вариант сушки позволяет сэкономить на издержках, однако имеет ряд ощутимых недостатков: во-первых, сложно получить породу влажностью менее 17%, во-вторых, занимает такая сушка от недели до нескольких месяцев. Наконец, последний минус естественной сушки – невозможность контроля основных показателей процесса.
Стоит отметить, что любая древесина так или иначе подвергается естественной сушке перед отправкой на производство: однако ни на одном из гитарных заводов этот процесс не длится годами. Лишние затраты времени на естественную сушку приведут лишь к гниению породы и появлению грибка – тогда как влажность установится на уровне в 17-20% еще в первые пару месяцев и далее не будет снижаться.
Большинство фабрик по изготовлению гитар отдают предпочтение камерной (технологической) сушке. Процесс начинается с того, что древесину помещают в специальные камеры, в которых создается повышенная температура. Наиболее распространенные источники тепла в таких камерах – паровые котлы или топки, в которых сжигается топливо. Также существуют камеры с принудительной циркуляцей воздуха – специальные мощные вентиляторы постоянно разгоняют теплый воздух по камере, что позволяет добиваться максимально равномерно просушки.
Основное преимущество такого типа удаления влаги – возможность снижения выходной влажности до уровня ниже 15%, а также возможность контроля процесса. Недостаток – необходимость наличия дополнительного оборудования и более высокие затраты.
Помимо указанных способов (применяются более чем в 80% случаев), в отдельных ситуациях используется вакуумная сушка, контактная сушка (листовая древесина, которая сушится с помощью прижатия двумя нагретыми пластинами), удаление влаги с помощью погружения древесины в отдельные жидкости, а также воздействия высокочастотного тока.
Итак, что же необходимо знать о сушке гитарной древесины:
Но как же быть с такой вещью, как «разыгранность» инструмента, ведь под ней подразумевается чаще всего именно дальнейшая постепенная усушка породы, которая, по мнению многих музыкантов, ведет к улучшению его звучания?
Сразу уточним, что приведенное ниже мнение является субъективным и сформированным благодаря опыту игры на различных инструментах – никаких исследований на тему «разыгранности» гитар не проводилось в принципе и утверждать что-то в данном вопросе со 100%-ой вероятностью достаточно сложно.
Начнем с изменения влажности древесины: перед тем, как из дерева непосредственно производятся заготовки для гитары (куски или целый корпус, гриф, накладка и т.д.), оно проходит усушку до уровня около 8-10%. Очевидно, что уже во время хранения дома или на репетиционной точке влажность породы в готовом инструменте повысится, может она колебаться и в зависимости от условий хранения (сквозняки, элементы отопления рядом с гитарой и т.д.), однако эти колебания составляют даже в самых крайних случаях лишь несколько процентов. Поэтому говорить о высушивании дерева в случае с готовым инструментом в ходе многих лет эксплуатации по меньше мере некорректно. Усушка или увлажнения в связи со сменой условий эксплуатация – да, это возможно, однако вопрос о влиянии этого процесса на звучание гитары остается открытым.
Далее упомянем так называемую «усадку» фурнитуры – этот процесс действительно очевиден и может ощутимо повлиять на звук инструмента, однако период усадки составляет не более 1-2 месяцев. То есть спустя пару месяцев после покупки новой гитары необходимо обязательно провести тщательную донастройку всей фурнитуры (бридж/тремоло, колки и др.) – это может улучшить звучание инструмента и повысить удобство игры, однако едва ли этот процесс можно полноценно отнести к явлению «разыгранности».
Улучшение звучания гитары с течением времени из-за постоянного воздействия звуковых волн – больше похоже на самовнушение («играл 10 лет на гитаре только джаз – теперь метал на ней не поиграешь»). И хотя волновая теория сама по себе не отрицает изменение свойств материала при прохождении через него звуковых волн, но справедливо это только по отношению к жидким средам.
Наконец, музыкант может попросту путаться в вопросе определения звука гитары сейчас и, например, несколько лет назад. Если судить объективно, то намного большее влияние на звучание инструмента оказывают струны и звукообработка (эффекты, предусиление и оконечное усиление): вы уверены, что оцениваете звучание свой гитары в прошлом и настоящем совершенно объективно, т.е. в тех же условиях, с такими же по состоянию струнами и такой же цепью звукообработки?
Таким образом, вопрос о реальности такого явления как «разыгранность» инструмента остается открытым. Со своей стороны мы можем объяснить ощущение улучшения звучания инструмента с течением времени лишь через развитие самого музыканта: с ростом музыкального опыта музыкант учится лучшему звукоизвлечению, более тщательно и качественно настраивает как сам инструмент, так и тракт звукообработки. Все это может создавать иллюзию того, что инструмент стал звучать лучше, играть на нем стало удобнее.
Повторимся, данное мнение является лишь субъективным видением автора статьи.