Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!
Другие материалы из серии:
Этап №1. Общее понятие о гитаре. Постановка рук. Настройка гитары >>>
Этап №2. Развитие координации, улучшение эффективности работы правой и левой руки >>>
Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре >>>
Наконец, мы подошли к тому, что является целью любого увлеченного музыканта – сочинение собственной музыки. В этой статье мы постараемся вам кратко и простым человеческим языком объяснить основные принципы сочинения музыки и дать пару советов из собственного опыта.
Мы постараемся не грузить вас терминологией из учебников по сольфеджио и не будем заставлять учить нотную грамоту – этим вы всегда сможете заняться и самостоятельно. Мы же подготовили для вас основные тезисы, которые, надеемся сэкономят вам немало времени в вопросах понимания гитарного искусства. Итак, начнем!
Первое, что вам нужно понять и по возможности выучить – это расположение нот на грифе. Для 6-струнной гитары в стандартном строе оно приведено на картинке ниже.
Запутанно, не правда ли? Это только с первого взгляда – посвятите первую неделю тому, чтобы безошибочно ориентироваться в нотах открытых струн, нотах на 5 и 10 ладу. Обратите внимание, что на 12 ладу ноты идентичны открытым струнам – только они на октаву выше. Соответственно каждые 12 ладов на струне – это октава и ориентироваться нам нужно только в промежутке с 0 по 11 лады – далее все расположение нот повторяется!
Когда вы более-менее неплохо начнете ориентироваться в нотах на грифе, посмотрите на некоторые закономерности:
Интервал – это расстояние между звуками определенной высоты. Для начала понимания музыки вам следует освоить и запомнить следующие основные интервалы:
Теперь о сочетаниях нот и интервалов и о том, зачем нам нужно хорошо знать хотя бы эти интервалы.
Созвучие – это сочетание 2-х и более нот разной высоты. Аккорд – сочетание 3-х и более звуков разной высоты, взятых одновременно. Теперь о наиболее распространенных аккордах и о том, из каких нот они состоят:
Итак, этих основных аккордов вам хватит, чтобы начать разучивать любимые песни и начать сочинять свои. Но очень часто, при придумывании следующего аккорда наугад, вы будете ошибаться и выбирать последовательность аккордов, которая звучит некрасиво, немелодично или даже пугающе. Почему так происходит?
Человеческий слух очень чутко реагирует на сочетания разных по высоте звуков. Сыграйте аккорд Am на пятом ладу с помощью баре (схема - 5 7 7 5 5 5 от толстых струн к тонким). Теперь сыграйте последовательность из аккорда Am и аккорда Bm (7 9 9 7 7 7 ). Звучит странно, не правда ли?
А попробуйте сыграть не Bm, а Cm (8 10 10 8 8 8). Уже лучше, но все еще странно. Наконец, последний эксперимент: сыграйте Am и C (8 10 10 9 8 8). Так-то лучше!
Если говорить кратко и очень обобщенно, то человеческое ухо (скорее даже мозг) лучше воспринимает мелодичные партии без диссонансов и странных сочетаний нот. В свою очередь мелодичные партии чаще всего создаются в рамках тональности без лишних нот – это правило работает практически со всеми музыкальными хитами.
Тональность - это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Звучит мудрено, не так ли? Если сказать простыми словами, то каждая песни подчинена определенным правилам сочетания звуков, она имеет определенную тональность исходя из того, какие ноты используются в гармонической и мелодической части.
Как же это поможет нам? Очень просто: задав определенную гармонию (последовательность аккордов), вы обрисовываете тональность композиции – и далее вы можете развивать партии, уже зная, какие ноты подойдут для данной композиции, какие подойдут только при определенных условиях, а какие точно не подойдут!
Разберем простой пример: сыграйте аккорды Am-F-C-G. Пора создать свою первую мелодию! В данном случае эта гармония обрисовывает тональность Am (Ля-минор). Почему – расскажем ниже, обратите внимание, что тональность не всегда совпадает с первым аккордом.
Теперь обратите внимание на рисунок ниже – здесь на грифе обозначены входящие в тональность Ля-минор ноты. Если убрать из нее «слабые» 2-ю и 6-ю ступени (Си и Фа), то мы получим пентатонику Ля-минор. Эти ступени называют слабыми, потому что они «тяготеют» к соседним ступеням во время исполнения. Просто попробуйте использовать их под аккомпанемент указанных выше аккордов – и вы поймете, что мы имеем в виду.
Далее все звучит просто: вы знаете аккомпанемент, вы знаете ноты, которые под него подойдут – просто экспериментируйте! Начните с того, что просто последовательно играйте пентатонику восходящим и нисходящим движением:
Круто, не правда ли? Это ваша первая мелодия под аккомпанемент! : )
Посмотрите снова на рисунок выше с тональностью Ля-минор. У каждой минорной тональности есть параллельная мажорная – в данном случае это тональность До-мажор. Параллельная мажорная тональность на полтора тона выше минорной. При этом она будет состоять из тех же нот, но будет иметь другую эмоциональную окраску и в ней будут немного другие «слабые» ступени.
Как же научиться определять тональность? Только практика, то есть улучшение слуха, улучшение понимания структуры тональности – поверьте, через несколько месяцев вы будете видеть некоторые последовательности аккордов и без труда сразу определять тональность и сразу делать наброски мелодической партии. Научитесь понимать и сразу представлять на грифе структуру тональности от определенной ноты.
Теперь осмыслим все, что мы рассказали в данном уроке и дадим пару советов: