Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!
Другие материалы из серии:
Этап №1. Общее понятие о гитаре. Постановка рук. Настройка гитары >>>
Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре >>>
Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки >>>
Обучение игре на гитаре – это в целом практически бесконечный процесс, одним из постоянных элементов которого является улучшение техники. В данной статье мы рассмотрим основные принципы улучшения работы правой и левой рук, достижения скоординированности их работы, а также поговорим о постепенном увеличении скорости и чистоты игры.
Обучение игре на гитаре – это тоже физическая активность, во время игры на гитаре работает множество мышц и связок. Именно по этой причине не стоит забывать про разминку: потратьте на нее несколько минут, и ваши занятия станут более продуктивными и менее травмоопасными.
Упражнение 1. В течение 1-2 минут быстро попеременно сжимайте и разжимайте кулак. Это поможет размять связки кистей рук и улучшит приток крови.
Упражнение 2. Сделайте руками «замок» и вытяните их ладонями вперед, потом сделайте аналогичное движение, но направьте руки вверх. Не пугайтесь, если пальцы будут немного хрустеть – это нормальная реакция, если не появляются болевые ощущения.
Упражнение 3. Возьмите в руки какой-нибудь круглый предмет, например, мячик. Покрутите его в руках – это поможет добиться массажного эффекта и улучшит кровоток в кистях рук.
Упражнение 4. Сожмите пальцы в кулак и делайте круговые движения кистями – это разомнет и согреет связки и мышцы предплечий.
Ну что ж, мы размяли наши руки – пора приступать к упражнениям. Начнем с уроков, посвященных улучшению работы левой руки.
Обратите внимание! Все упражнения необходимо рассчитаны на игру под метроном – только так вы сможете научиться играть на гитаре правильно, чисто и быстро. Начинайте с небольшого темпа, увеличивайте его только тогда, когда уже играете чисто и без ошибок.
На самом деле это не совсем хроматическая гамма, но мы для удобства будем называть ее так. Опять же для удобства восприятия мы будем прилагать к каждому упражнению табулатуру – это схематическое изображение гитарных струн и ладов, которые необходимо зажимать. Самая нижняя строка – 6-я струна, самая верхняя – 1-я.
Ниже представлена табулатура первого упражнения.
Начинаем движение с 1 лада 6-й струны: зажимаем его указательным пальцем, далее ставим средний палец на 2-й лад, безымянный на 3-й, мизинец на четвертый и переходим на пятую струну, где играем ту же последовательность. Играть данную последовательность можно как пальцами правой руки, так и медиатором, при игре медиатором используйте переменный штрих – то есть чередуйте удары вниз и удары медиатором вверх.
Закончив восходящее движение (мы начинаем с шестой струны и двигаемся к первой, то есть двигаемся к повышению высоты звучания – это называется восходящее движение) на 4 ладу первой струны переходим к нисходящему движению: передвигаем мизинец на один лад вправо и начинаем обратную последовательность на каждой из струн по ладам 5-4-3-2.
Данное упражнение универсально и может играть зацикленно в любой позиции на гитарном грифе. Добивайтесь ровного и плавного звучания и переходов между нотами, держите руки расслабленными и не спешите. Кажущаяся простота упражнения обманчива: в начале вы скорее всего будете часто ошибаться, выбирать неверный штрих медиатором и не попадать в темп. Увеличивайте темп постепенно – и это простое упражнение поможет вам значительно улучшить технику левой руки и ее скоординированность с правой рукой.
Это упражнение является вариацией предыдущего и поможет вам играть межструнные скачки быстро и без грязи. Также оно поможет значительно улучшить ориентацию на грифе и технику левой руки.
Извлекаем ноты аналогично предыдущему упражнению, но каждый раз перескакиваем через струну.
Здесь также играем по 4 ноты в одной группе; движение левой руки будет похоже на движение паука – отсюда и название упражнения.
Двигаемся до 4 лада 1-й струны, после чего переходим к нисходящему движению от 5 лада 1-й струны.
Начинаем переходить к последовательностям, более похожим на музыкальные гаммы и начинаем приучать пальцы левой руки к полезным и осмысленным движениям. В данном блоке у нас сразу три упражнения – позже вы поймете смысл каждого из них.
Итак, вот табулатуры:
Играем переменным штрихом «вниз-вверх-вниз» по три удара на струну. Обратите внимание, что третья табулатура вначале может показаться вам достаточно сложной из-за растяжки на 5 ладов. Начните играть с высоких позиций, например, с 10 лада. Постепенно двигайтесь к началу грифа: вместе с улучшением техники левой руки у вас будет улучшаться и растяжка пальцев.
Наконец, одно из самых важных и полезных упражнений как для развития рук, так и для развития музыкального мышления – это гаммы. Гамма – это последовательное звукоизвлечение нот, входящих в одну тональность. В следующих уроках мы поговорим о том, что это такое и зачем это нужно более подробно. Сейчас же наша задача добиться чистой и быстрой игры в рамках гаммы. На примерах приведены две гаммы: Ля минор и До мажор.
Пробуйте различные структурные сдвиги, которые мы изучали на хроматических гаммах: потренируйте в рамках гаммы межструнные скачки, попробуйте «движение паука» в восходящем и нисходящем движении.
Для того чтобы научиться играть на гитаре быстро, чисто и безошибочно нужно развивать не только левую, но и правую руку. Самый простой урок – арпеджио. Взгляните на табы, представленные на рисунке.
Здесь четыре блока –потренируйте каждый из них, добивайтесь ровного и плавного движения правой руки. При движении от толстых к тонким струнам извлекайте ноты ударом медиатора вниз, а при движении от тонких к толстым – ударом вверх. При этом старайтесь не делать каждый щипок акцентированным – в идеале должно получиться одно плавное и мягкое движение вниз или вверх без скачков.
За основу возьмем мажорный аккорд Ля, играем по 4 удара переменным штрихом каждую входящую в него ноту, перескакивая через струну.
Для начала выбирайте комфортную скорость, постепенно увеличивая темп. Цель – добиться ровного и чистого звучания при быстрой игре переменным штрихом. Помимо увеличения темпа варьировать упражнение можно и изменяя количество штрихов на каждую ноту: начните с 4, далее попробуйте «выделить» на каждый удар метронома и каждую ноту 3 или 6 ударов медиатором. Когда почувствуете себя уверенно, поэкспериментируйте и с нечетными вариантами: например, 5-ю или 7-ю штрихами на долю.
Упражнение 6 и 7 можно играть как медиатором, так и пальцами – их на первое вполне хватит время для улучшения координации рук и значительного улучшения техники правой руки.