Ранее мы уже немного касались вопроса о дереве, из которого изготавливают гитары:
Какое дерево для гитары лучше: часть 1 >>>
Какое дерево для гитары лучше: часть 2 >>>
Сушка древесины для гитары. Звучит ли дерево с годами лучше? >>>
В данных материалах рассматривались в основном особенности использования и звучания различных пород дерева в случае с электрогитарами. Теперь настало время поговорить и о различных типах древесины для акустических инструментов – тем более, что в случае с акустическими инструментами влияние породы дерева на звук прослеживается куда более заметно.
Одной из классических классификаций гитарного дерева является разделение на мягкие и твердые породы.
Твердые сорта имеют бОльшую плотность породы, они растут дольше и имеют больший вес. Во многих акустических инструментах из твердых пород изготовлены нижняя дека и обечайка. Классические примеры твердых пород дерева – это палисандр, махагони, клен, коа и др.
Мягкие породы имеют меньше вес и проявляют большую эластичность. В первую очередь к таким породам относятся ель и кедр, их очень часто используют в производстве для изготовления верхней деки, а также отдельных частей пианино и смычковых инструментов.
При выборе дерева также следует помнить и о различных технологиях изготовления элементов гитары. Так, на сегодняшний день при производстве акустических гитар используется массивная древесина, а также ламинированные «сэндвичи».
Массив хорошей древесины обычно обеспечивает максимально глубокое и объемное звучание, демонстрируя широчайший частотный охват. Инструменты с элементами из массива сложнее в производстве из-за особенностей технологии, а также имеют более высокую стоимость. Массивную древесину спиливают особым способом, после чего тщательно сушат и раскраивают в специальных условиях.
Ламинированные элементы – это слоеные конструкции с более толстым шпоном сверху и снизу, а также тонкими спилами между ними. Обычно такие конструкции обеспечивают менее полное и объемное звучание, но у них есть свои плюсы:
Сразу отметим, что это касается далеко не всех гитар – с годами может прослеживаться улучшение звучания в случае с гитарами из хорошего массива и с хорошей сборкой, а также исключительно при условии правильного ухода.
Но все же понятие «разыгранности» в случае с акустиками имеет место быть и объясняется вполне простыми физическими факторами. Так, древесина с годами становится более эластичной под действием постоянной вибрации гитарных струн. Также с годами изменяется и химическая структура дерева – естественная кристаллизация сахара в порах древесины аналогично увеличивает ее эластичность – из-за этого дерево становится более чувствительным к вибрации струн и со временем демонстрирует лучший резонанс.
Твердые породы дерева «разыгрываются» значительно дольше, но в результате дают более теплый и богатый звук. Так что в случае с акустическими инструментами охота за винтажными моделями гитар из хороших рук вполне оправдана – но не забывайте в первую очередь верить не статьям, описаниям и заверениям продавца, а своему слуху и голосу разума.
Данная оценка носит достаточно субъективный характер и не претендует на истину в последней инстанции. Мы не учитывали различные суперэкзотические сорта дерева, которые используются в бутиковом производстве гитар. Не забывайте, что на звучание гитары помимо особенностей древесины оказывают влияние следующие факторы:
Это мы в очередной раз напоминаем к тому, что любые оценки звука – субъективщина, поэтому, как говорится, доверяйте, но проверяйте.
На диаграмме ниже вы увидите частотный диапазон различных популярных пород дерева. Слева изображены низкие частоты, справа – верхние. Визуально полный график – это схематически изображенный весь доступный для акустической гитары частотный диапазон.
Для лучше понимания рассмотрим пару примеров:
Диаграмма дает самое общее представление о звуке дерева в сравнении между породами. Она не несет в своей основе каких-то статистических данных или научных обоснований – повторимся, что все данные основываются на личном опыте и субъективном восприятии.
Поговорим о породах дерева, которые нашли наиболее широкое применение в области изготовления нижней деки и обечаек.
Характер звучания:
Прочная и очень популярная древесина для акустических гитар.
Вам стоит присмотреться именно к ней, если вы ищете объемный, но четкий звук с глубоким басом и различимыми высокими частотами. В целом это одна из наиболее популярных и универсальных пород дерева, которая подойдет для большинства стилей исполнения.
Тропическое красное дерево
Характер звучания:
Выбирайте красное дерево, если вам нужен серединистый мощный звук и полный контроль отдачи вашей гитары.
Характер звучания:
Вам подойдет клен, если вы исполнитель фольк-музыки, кантри и других стилей, где особо важна яркость звучания и его динамика, а не глубина и сустейн.
На сегодняшний день в индустрии выросла популярность и относительно новых пород древесины (точнее тех, которые ранее не использовали в гитаростроении), которые имеют схожие тональные характеристики с классическими породами.
Характер звучания:
Общая сбалансированность делает сапеле отличным выбором для тех, кто ищет универсальное звучание. В целом, данная древесина по характеристикам очень похожа на красное дерево, но сапеле имеет более яркие высокие частоты и более низкую стоимость.
Характер звучания:
Характер звучания:
Еще один пример достаточно универсальной породы с многогранным и объемным звучанием. Дополняет все ее характеристики довольно низкая цена.
Помимо изящного внешнего вида, такие породы дерева еще и добавляют изюминку в звучание вашего инструмента.
Характеристики:
Коа подойдет тем, кто помимо звуковых качеств ценит в инструменте и эстетическую сторону. Несмотря на достаточно ощутимое превосходство в звучании средних частот, с годами звучание коа становится все более глубоким за счет постепенного усиления низких частот в общей палитре звучания.
Характеристики:
Макасар идеально подойдет тем, кто играет пальцевой техникой – данная порода максимально полно раскроет всю динамическую палитру звучания и даст возможность четко управлять звуком с помощью изменения атаки.
Производство инструментов с нижней декой и обечайками из ламинированной конструкции – это более дешевый, быстрый и, что немаловажно, экологичный вариант. При изготовлении ламинированных элементов получается значительно меньше отходов: их количество примерно в 8 раз ниже. При этом сегодня слоеные конструкции обладают практически такой же надежностью, как и массив – если конечно вы не планируете играть под дождем или купаться с гитарой.
Помимо этого, использование технологии ламинирования позволяет создавать дополнительные конструктивные вариации: например, делать нижнюю деку слегка выгнутой для обеспечения большей жесткости конструкции, комбинировать разные варианты древесины для обеспечения богатого звучания и привлекательного внешнего вида и т.д.
Верхняя дека является одним из самых важных элементов гитары – именно она первой «чувствует» вибрацию струн и формирует основу будущего звучания инструмента. На сегодняшний день в индустрии гитаростроения распространены десятки вариантов древесных пород для изготовления верхней деки акустической гитары – мы расскажем о наиболее популярных.
Характеристики:
Стоит отметить, что ситхинская – далеко не единственная ель, которая используется в гитарной индустрии. Однако именно она наиболее популярна из-за своей цены, распространенности и простоты в обработке.
Характеристики:
Отличный выбор для тех, кто является солирующим исполнителем, обладает одной из главных ролей в группе или имеет мощную атаку.
Характеристики:
Использование твердых пород дерева обеспечивает легкую натуральную компрессию: звучание гитары становится более равномерным и мягким, его легче контролировать.
Красное дерево в верхней деке обеспечивает мощный основной тон, который звучит сфокусированно и очень ровно даже в случае с агрессивной атакой.
Коа дает похожие эффект – но имеет больше звона и чистоты в верхнем диапазоне. Лучший выбор для активных музыкантов, которые играют динамично и напористо.
В сфере изготовления акустических гитар сложились в целом схожие традиции с производством электрогитар. В качестве накладки используются плотные и надежные породы дерева, которые надежно удерживают ладовые пластины, не стираются, и добавляют дополнительную окраску в атаку.
Наиболее распространенный вариант – черное дерево. Также широкое распространение получило использование палисандровых накладок, в дешевых моделях гитар часто используются композитные недорогие материалы.
Технологии сбора древесины, ее раскройки и хранения, технологии производства гитар ежегодно совершенствуются – сегодняшние инструменты из уникальных пород дерева стоят уже не так дорого, как 20-30 лет назад. Поэтому и информация о звучании и использовании тех или иных пород древесины устаревает – именно поэтому мы еще раз напоминаем, что выбирать инструмент нужно не по статьям в интернете, не по видеороликам или советам друзей.
Каждый инструмент, как и каждый музыкант – это индивидуальность, именно поэтому 90% вашего решения должно зависеть исключительно от того, что вы слышите и чувствуете во время тестирования гитары. Слушайте каждый инструмент, рассмотрите его, узнайте его историю и характеристики, будьте внимательны и доверяйте своей интуиции!